От редакции: Помеха и подмога

Правительство Британии разработало законопроект, фактически отменяющий понятие пенсионного возраста. Эта отмена свидетельствует об изменениях в трудовой культуре, происшедших в стране в последние годы.

Сейчас пенсионный возраст составляет 65 лет, и смена статуса работника является обязательной – т. е. по достижении 65 лет работодатель вправе проводить его на пенсию. Именно это правило, которое правительство посчитало дискриминационным, планируется отменить в первую очередь. Люди будут работать, пока считают нужным.

В Британии, как и во многих европейских странах (и в России), население стареет. Нагрузка на пенсионные фонды растет, реформа пенсионной системы является едва ли не более болезненной проблемой, чем в России. В правительстве давно обсуждаются варианты повышения пенсионного возраста. Кризис обострил ситуацию – частные пенсионные фонды испытывают проблемы.

Наряду с этим запрос на отмену возрастного ограничения есть со стороны работников: благодаря медицине и непрерывному повышению квалификации пожилые люди остаются востребованными на рынке труда. Обязательный выход на пенсию для многих является ограничением свободы.

В России эта проблема законодательно решена: пожилые могут работать и по достижении пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин), возраст не может служить причиной увольнения. Однако на практике людей увольняют правдами и неправдами, кроме того, существует возрастная дискриминация: уже после 40–45 лет шансы на трудоустройство снижаются.

Есть и культурное отличие – как и в советские времена, выход на пенсию многими воспринимается как обязательная гарантия государства, необходимая часть жизни и даже избавление от нелюбимой работы. Главное – чтобы размер пенсии был справедливым (т. е. как можно большим). Если для россиян справедливость – это скорее экономическое равенство, обеспечиваемое государством, то для граждан западных демократий – индивидуальные экономические свободы. В России в ближайшие годы такая «культурно-пенсионная» нагрузка на бюджет будет гораздо сильнее, чем в Британии.