Правила игры: Механизм замены

Вчерашние выборы в Японии завершились сенсацией, и эта сенсация наводит на размышления. Либерально-демократическая партия, которая находилась у власти 54 года с единственным коротким перерывом, с треском проиграла парламентские выборы. Неизвестно, сможет ли победитель – Демократическая партия – сформировать устойчивое правительство: в 1993 г. она продержалась всего 11 месяцев. Однако ясно: жители Японии выразили желание, чтобы те, кто сейчас находится у власти, власть отдали. Судя по слабому энтузиазму, который вызывает оппозиция, дело именно в том, что японцы недовольны нынешним руководством.

В связи с этим у меня есть вопрос: что произойдет, если россияне захотят поменять тех политиков, которые сейчас находятся у власти? Я не спрашиваю, нужно ли менять Путина, или Медведева, или весь тандем. Однако интересно: какие механизмы замены руководителей у нас есть на тот случай, если россияне этого захотят? Выборы у нас в качестве механизма смены власти сейчас не работают, а революции, и даже революции мирные – слишком сильное потрясение для страны. Есть ли «промежуточные» механизмы смены руководителей?

Есть. Во второй половине ХХ в. многие страны продемонстрировали, что можно иметь довольно четкие процедуры смены власти в ситуации, когда до развитой демократии и устойчивых и конкурентных выборов еще далеко. В Мексике сложилась довольно четкая процедура регулярной замены президентов в рамках однопартийной системы. В Китае в последние десятилетия установилась жесткая процедура смены высших руководителей.

Однако российская традиция смены власти не обещает ничего особенно хорошего. До 1917 г. единственным способом смены власти был помимо смерти предыдущего правителя военный переворот. Следующие 40 лет высшее политическое руководство страны лишалось власти только вместе с жизнью: из 40 членов и кандидатов в члены Политбюро, попавших туда между 1919 и 1952 г., 11 остались у власти и после смерти Сталина, 22 умерло (17 казней, два убийства, два самоубийства и одна смерть в тюрьме) и только один сумел лишиться власти, но не жизни. После 1953 г. смена власти стала более мирной: в 1957–1958 гг. власти лишились сразу три бывших премьер-министра (этот пост играл важнейшую роль) – Вячеслав Молотов, Георгий Маленков и Николай Булганин, и все они остались живы. В 1964 г. к ним присоединился Никита Хрущев, отстраненный от власти в результате сговора всех остальных руководителей. В середине 1970-х, очевидно, был пропущен момент для назревшей смены власти – она произошла, по существу, с запозданием на 10 лет. Новое руководство тоже оказалось «слишком» устойчивым: отстранить от власти команду Горбачева удалось только ценой разрушения всей политической системы.

Может быть, в этот раз, если россиянам захочется поменять лидеров, это можно будет сделать более плавно, чем обычно? Если, повторяю, захочется.