От редакции: Шишечки или ехать

Чтобы леса в России были как в Европе, должен быть кто-нибудь заинтересованный с политическим ресурсом. В Европе этот ресурс имеет общество.

На совещании по вопросам развития лесного хозяйства президент Дмитрий Медведев посетовал на отсутствие в стране экологической культуры: «Мы все с вами ездим по заграницам, знаем, какой экологической культурой обладают многие европейские страны. Там в лес заходишь – страшно наступить куда-нибудь в сторону, кажется, что там все маршруты проложены, и настолько все чисто и вылизано, что любо-дорого посмотреть. Что у нас, вы сами знаете...» По мнению президента, это вопрос не только денег или управления, но вопрос культуры, вопрос экологического воспитания молодежи.

Экологическая культура не появится только из дневников фенологических наблюдений, необходимо, чтобы общество, развиваясь, пришло к набору ценностей, разделяемых большинством людей независимо от статуса и материального положения. Это долгосрочная цель. В ситуации реального участия в политической жизни, возможности контроля за властью и работающей обратной связи (как в развитых демократиях) общество с большим или меньшим успехом, но постоянно работает на достижение этой цели, реализует свою заинтересованность.

Нельзя сказать, чтобы российские власти были активно против такой системы. На словах они «за». Вот и вчера президент напомнил, что по его указанию проект строительства автотрассы через Химкинский лес проходит дополнительную экологическую проверку и общественные слушания. Слушания по Химкинскому лесу как раз можно считать модельными – они четко показывают, что нынешняя российская демократия на развитие экологической культуры не работает.

Слушания прошли 2 сентября в химкинском ДК «Родина», по свидетельству СМИ, работников бюджетной сферы туда свозили на автобусах, на работе им настойчиво рекомендовали пойти и правильно себя вести. О проведении слушаний широко не объявляли. А губернатор Московской области Борис Громов еще 1 сентября заявил, что жители Химок сказали «да» проекту строительства через лес. Позднее его пресс-служба расшифровала: речь идет о 20 000 подписей, собранных молодогвардейцами и организацией «Трудовая доблесть» (тут тоже явно не обошлось без административного ресурса).

Это не первый случай, когда чиновники проводят слушания так, чтобы дискредитировать саму идею общественной экспертизы. На подобных общественных слушаниях сторонники проекта, ранее одобренного властью, имеют решающее преимущество над противниками – в административном ресурсе. Или, другими словами, у власти, заинтересованной в реализации проекта, всегда есть возможность быстро произвести нужное количество «своих» общественников. Долгосрочная цель формирования культуры проигрывает краткосрочным материальным целям. Сам по себе институт общественных слушаний необходим. Как заставить его нормально работать?

В нынешней политической ситуации развитие экологической (и любой другой) культуры тоже зависит от административного ресурса. Если у представителей российской элиты есть реальная заинтересованность в развитии культуры, они должны работать на уравнивание административного ресурса участников общественных слушаний. Например, российское законодательство предусматривает серьезный контроль над некоммерческими организациями; почему бы не разработать возможность контроля аффилированности участников слушаний с заинтересованными сторонами? У нас есть 149-я статья УК о принуждении граждан к участию в митингах и собраниях, которая почти не применяется. Возможно, нужен отдельный закон об общественных слушаниях, обязывающий власти проводить их только в вечернее время или в выходные. Это, кстати, ослабит способность местных властей влиять на исход слушаний добровольно-принудительным участием в них бюджетников.

Леса как в Европе у нас будут, когда власть будет слышать голос общественности, а не заглушать его имитацией демократических процедур.