Продажа госсобственности небольшими пакетами нецелесообразна

Новый мэр Москвы Сергей Собянин не торопится расставаться с лучшими столичными активами: обещанная массовая распродажа московского имущества начнется с компаний, в которых город владеет только миноритарными пакетами. А решение продать контрольные пакеты появится не скоро, говорят московские чиновники.

Не спешит с распродажей и Внешэкономбанк (ВЭБ), которому в результате кризиса досталось немало непрофильных, но очень интересных активов. Бюджет в разгар кризиса выдал банку деньги на поддержку фондового рынка. Деньги-то банк вернул, но часть купленных пакетов оставил себе. Теперь ВЭБ хочет подождать 3–5 лет, чтобы эти акции выросли в цене.

На словах руководители страны выступают за сокращение госсектора. Масштабная приватизация государственных активов была главной темой при обсуждении бюджетных планов на ближайшие три года. Правительство во всеуслышание заявило, что ради пополнения дефицитного бюджета планирует продать пакеты в крупнейших российских компаниях: государство, дескать, оставит за собой только контрольные пакеты (51%) в ведущих госкомпаниях, предложив остальное инвесторам. Было объявлено о распродаже миноритарных пакетов на общую сумму около $30 млрд.

Что выйдет из этой затеи – увидим в следующем году. Но по опыту приватизации госимущества прошлых лет основную выручку казне все-таки приносит продажа «эксклюзивного товара», а «ширпотреб» продается плохо.

Если бы при этом ставилась задача просто избавиться от ненужных активов, то вопросов к чиновникам не было бы. Но ведь и мэр Собянин, и вице-премьер Игорь Шувалов, объявляя о массовой приватизации, главной целью называли именно пополнение бюджета. В этом случае стратегия государства как продавца выглядит не очень разумной.

Кто будет покупать миноритарные пакеты в российских госкомпаниях, расходы которых совершенно непрозрачны, бизнес-цели малопонятны даже их руководителям, а дивиденды копеечные? Особенно сейчас, когда инвесторы всего мира пребывают в неуверенности, а капитал активно утекает из России.

В этой ситуации государству как собственнику имеет смысл попытаться извлечь дополнительные доходы из своих активов другим способом. Главный резерв для бюджета – это дивиденды.

По расчетам Экономической экспертной группы, дивидендная доходность российских госкомпаний составляет аномально низкие 0,5%. Для сравнения: дивидендная доходность ведущих китайских государственных нефтекомпаний и госбанков – 3–4%, а в хорошие годы она доходила и до 7%.

Минфин тоже обратил внимание на эту разницу и заложил в трехлетний бюджет серьезное увеличение доходов от дивидендов. В 2011–2013 гг. они должны вырасти вдвое – соответственно до 110,5 млрд, 105,3 млрд и 98,5 млрд руб. Минфин планирует, что в этом году казна получит 44,99 млрд руб. дивидендов – в 4,3 раза больше прошлогоднего. Дело в том, что по закону госкомпании должны отдавать бюджету 25% прибыли, но в прошлом году правительство «простило» их в связи с кризисом.

В этом и кроется проблема: все госкомпании ни разу не заплатили дивиденды полностью – каждый раз у кого-то находятся основания для поблажек. Инвестиционная программа, большие долги, кризис. Взять хотя бы «Газпром»: за 2007 г. он заплатил 17,5% чистой прибыли, за 2008 г. – 4,9%, за 2009 г. – 9%. При этом от «индивидуального подхода» страдает не только главный собственник, но и многочисленные миноритарные акционеры – из-за отмены или сокращения дивидендов за 2008 г. миноритарии госкомпаний лишились $2 млрд. А это не последний аргумент для инвесторов.

По расчетам «Деловой России», бюджет мог бы получать не меньше 200 млрд руб. ежегодно, если правительство скорректирует свою дивидендную политику. Еще больше оно выиграет от продажи госпакетов, если восстановит веру инвесторов в то, что играет по правилам.