Андрей Колесников: Кудрин – 18%

ВЦИОМ представил данные исследования, оценивающего отношение к Алексею Кудрину и электоральные перспективы его партии. Решение о создании которой, к слову, не принято. Многие коллеги сочли представленные результаты предвзятыми, но мне, в том числе и как члену Комитета гражданских инициатив (важно оговориться на этот счет с самого начала), они показались вполне правдоподобными. Другой вопрос, какие выводы из них можно сделать.

Положительно воспринимает Кудрина 18%, отрицательно – 14%. Абсолютно нормальное соотношение, особенно если учесть, что, как отмечают социологи ВЦИОМ, положительное восприятие характерно для сторонников непарламентских партий и приверженцев либеральных идей, а негативное свойственно сторонникам КПРФ и противникам либеральных ценностей. От взглядов зависит и оценка электоральных перспектив потенциальной либеральной партии. Еще раз стоит оговориться: совершенно не очевидно, что она будет создана, в современной ситуации политическое лидерство проявляется в очень разных формах.

Новые акторы в предстоящих электоральных играх – именно сторонники непарламентских партий. Это не обязательно люди либеральных взглядов, они могут быть левыми, но при этом приверженцами демократии – к этому сводится огрубленный портрет рассерженных горожан. В этой среде, как показал недавний доклад Центра стратегических разработок (ЦСР), основанный не на количественных, а на качественных исследованиях, чрезвычайно востребованы не столько новые, сколько иные лидеры. Создан спрос на новый тип лидерства как такового. И здесь надо обратить внимание на недавнее исследование фонда «Общественное мнение», который тестировал отношение к лидерам оппозиции. Пока не важно, до какой степени узнаваем в широких массах тот или иной персонаж. Не знает Кудрина, согласно ФОМ, 39% или, согласно ВЦИОМ, 21%. Ксению Собчак знают почти все, лишь 8% опрошенных ФОМ (наверное, это старообрядческие деревни) не ведают, кто это, – и что из этого следует? На сегодня важно отношение ядра протестного и околопротестного электората к новым лицам. А здесь, в соответствии с данными ФОМ, лидирует с точки зрения положительного отношения тройка Леонид Парфенов, Юрий Шевчук и Алексей Кудрин. А если мы вспомним доклад ЦСР, где четко фиксируется внеидеологичность «нового» электората, его приверженность профессионалам в разных сферах, то сочетание телезвезды-диссидента, рок-певца и бывшего министра финансов не покажется странным. Объяснимо и то, что антирейтинг Кудрина выше, чем у Парфенова и Шевчука, – все-таки столько лет на посту министра, «зажимавшего» деньги, не прошли бесследно. (Опять-таки те, кто положительно относится к Алексею Леонидовичу, согласно еще послеотставочному опросу «Левада-центра», отмечали, что он был хорошим министром и вывел страну из кризиса, а его противники рассуждали о том, что стабфонд размещен «за рубежом», т. е. повторяли зады антилиберальной мифологии.)

Словом, для Кудрина все только начинается. Причем с неплохими стартовыми позициями. Если, конечно, не смотреть на них через оптику кремлевских политтехнологических совещаний.