Настроенческая политика

Как замеры настроений россиян заменили в медиа замеры рейтинга президента

Настроения россиян заняли место рейтинга президента в медиасфере. На фоне продолжающегося кризиса социологический продукт «настроения россиян» все чаще мелькает в лентах агентств и на первых полосах газет. О рейтинге президента пишут совсем мало по сравнению с прошлым годом. Да и то сказать, рейтинг доверия застыл примерно на уровне 80% и стоит – что о нем писать?

Социологи регулярно замеряют уровень настроений, но, во-первых, в 2015 г. эти опросы очень популярны в СМИ, а во-вторых, к регулярным добавились специальные опросы про восприятие кризиса, санкций, потребительское поведение, ситуацию на рынке труда – как правило, они содержат и вопросы о том, в верном ли направлении движется страна, поддерживают ли граждане политику руководства.

Скажем, государственный ВЦИОМ дважды за шесть дней отчитался о настроениях в августе. Сначала доложил, что все показатели социального самочувствия упали. Индексы удовлетворенности жизнью, самооценки материального положения, социального оптимизма, оценок экономического положения страны, политической ситуации и даже общего вектора развития страны снижаются от месяца к месяцу и по сравнению с прошлым годом. Но при этом они все равно остаются положительными. Хуже всего граждане оценивают экономическое положение, лучше – общий вектор развития страны.

Вчера опубликованы данные о том, что индекс социальных настроений снизился до минимума в этом году (61 пункт), что ниже прошлогоднего сентябрьского (68 пунктов), но существенно выше показателей прошлых лет. Согласно последним данным, 11% считают, что в государстве «все хорошо», 67% – «все нормально», 14% – «все плохо».

Снизился и индекс социальных ожиданий, выросла доля тех, кто считает, что самые тяжелые времена впереди. Можно вспомнить множество других опросов о социальных настроениях, опубликованных в этом году различными службами.

С настроениями россиян все понятно: доходы падают, цены растут, бедных становится больше, возможностей для того, чтобы заработать, попутешествовать, купить что-то качественное, – меньше. Понятно и почему от них не зависит рейтинг президента: он существует отдельно, как символ, доверие президенту – это лояльность стране. На нашей привычке к стратегиям и практикам выживания вполне можно строить какую-то политику; когда все хорошо, россияне теряют спортивный интерес.

Любопытно, почему настроения россиян стали так популярны в прессе (тем более что значительная ее часть государственная или лояльна власти). С одной стороны, можно видеть здесь чисто рыночную мотивацию: от этих настроений зависит потребительский спрос, который был в последние перед кризисом годы одним из двигателей экономики. Настроения ухудшаются – роста спроса не жди. С другой стороны, вероятно, настроения россиян все-таки являются одним из критериев правильности или эффективности политики, прежде всего экономической. Возможно, это спорный критерий – часть элиты его использует, другая – отрицает.

Настроения еще и более мягкий критерий, чем рейтинг: их ухудшение можно легко объяснить. А вот падение рейтинга объяснять и сложно, и опасно.