Кого наказывать за допинг

Юрист Георгий Русанов о вариантах введения уголовной ответственности за употребление допинга

В последние месяцы в России вновь заговорили о возможности введения уголовной ответственности за деяния, связанные с употреблением допинга. Попробуем сгруппировать и проанализировать имеющиеся предложения.

1 Идея уголовной ответственности для спортсменов не нова. Основная мысль заключается в следующем: спортсмен сам должен отвечать за то, что принимает запрещенные вещества. Такое предложение имеет ряд слабых мест, самое главное из которых – современный профессиональный спорт настолько сложен, что не представляется возможным умышленно принимать препараты без консультации со специалистом. Большинство российских спортсменов практически в любом виде спорта находятся внутри команды и зачастую даже не знают, что они принимают, поскольку это решают врачи. Поэтому вопрос об уголовной ответственности для спортсменов в отрыве от уголовной ответственности иных лиц не может быть разрешен. Помимо этого за употребление допинга спортсмен достаточно серьезно наказывается со стороны антидопинговых органов, по сути, лишаясь источника существования, возможности заниматься своей профессиональной деятельностью. И есть ли смысл наказывать спортсмена еще раз? Думается, что нет, наказание антидопинговых органов преследует те же самые цели, что уголовное наказание (предупреждение новых преступлений; восстановление социальной справедливости; исправление осужденного). Отстранение от спортивных соревнований по своей сущности очень напоминает одно из наказаний в системе УК (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). В этой связи уголовная ответственность за допинг видится излишней.

2 Не секрет, что допинг как в России, так и за границей принимается, как правило, централизованно. Иногда обнаруживаются целые лаборатории, занимающиеся повышением уровня результатов спортсменов с помощью запрещенных препаратов либо приемов (например, переливание крови). Разумеется, как отдельные врачи, так и клиники работают не бесплатно. Для них это определенная форма бизнеса, позволяющая их подопечным выигрывать за счет недобросовестной конкуренции. Именно организованная систематическая деятельность по предоставлению допинговых услуг представляет наибольшую общественную опасность. Таким докторам и тренерам абсолютно не страшен запрет на осуществление врачебной или тренерской деятельности, поскольку они вполне могут продолжать свой бизнес и вне официального поля зрения профессиональных спортивных организаций. Значит, меры ответственности со стороны таких организаций для них будут неэффективными. Следовательно, для случаев систематического предоставления услуг (поставка препаратов, осуществление различных манипуляций над организмом спортсмена, продажа препаратов и т. д.) можно ставить вопрос о введении уголовной ответственности, которая в этом случае не будет избыточной.

3 Идея уголовной ответственности для чиновников. Такие предложения периодически тоже звучат. Одно из последних связано с возможной уголовной ответственностью чиновников за разглашение сведений о положительном характере допинг-проб спортсменов. Следует отметить, что потенциально введение ответственности за такое деяние исключать нельзя; в российском уголовном законодательстве есть, например, ответственность за разглашение коммерческой, банковской тайны, государственной тайны и т. д. Почему бы не ввести такое понятие, как «корпоративная тайна» или «спортивная тайна»? Вопрос в другом: с какой целью вводится такая ответственность? Если необходимо удерживать сор в избе, то эта мера вполне эффективная, но очень даже сомнительная для целей противодействия допингу.

Другой аспект ответственности чиновников связан с возможной их осведомленностью и даже патронажем приема запрещенных препаратов спортсменами. На такие случаи косвенно указывалось в зарубежной прессе. Участие чиновников в организованном процессе приема допинга спортсменами показывает, что само государство фактически поощряет прием запрещенных препаратов. А это серьезный риск для репутации. Думается, что случаи участия чиновников в организации употребления допинга должны рассматриваться как деяние с повышенной степенью общественной опасности, а следовательно, возможна и уголовная ответственность.

Обратимся к зарубежному опыту. Италия – страна, которая одной из первых столкнулась с систематическим употреблением допинга. В 2000 г. там был принят специальный закон, регулирующий правила охраны здоровья спортсменов, в котором предусматривался комплекс мер, направленных на борьбу с допингом. Уголовная ответственность была введена для тех, кто выступает посредником в приеме запрещенных препаратов спортсменами (например, закупает их или непосредственно вводит в организм спортсмена), – до трех лет тюрьмы. Более строгая ответственность, до шести лет тюрьмы, установлена в отношении лиц, которые занимаются торговлей запрещенными препаратами. Стоит признать, что введение уголовной ответственности помогло итальянцам сделать существенный рывок в противодействии распространению допинга, в последние 15 лет число выявленных случаев значительно сократилось.

Введение уголовной ответственности за распространение допинга вполне возможно как инструмент, но, прежде чем вносить существенные изменения в уголовный закон, необходимо тщательно этот вопрос изучить и особо обратить внимание на то, действия каких лиц представляют повышенную общественную опасность.

Автор – научный сотрудник Университета Турина