Чей ракетный двигатель

Успех ракетной программы КНДР и традиции торговли советским оружием

Бурную реакцию вызвала у украинских властей подготовленная экспертом оборонного исследовательского центра IISS Майклом Эллеманом статья, где он указывал на внешнее сходство двигателей северокорейских баллистических ракет с производимым на украинском «Южмаше» двигателем РД-250. Это и понятно, ведь Эллемана процитировала The New York Times, а не российское телевидение. Президент Украины Петр Порошенко даже пообещал провести некое «расследование», которое, очевидно, должно указать на российский след. Наконец, к истории подключились пранкеры Вован и Лексус, которым директор «Южмаша» Сергей Войт сообщил, что КБ «Южное» – разработчик выпускавшейся на заводе техники – долгие годы сотрудничает с Китаем (такое признание ценно само по себе) и с Кореей. После публикации разговора директор поправился, что имел в виду Южную Корею (что тоже интересно).

Вряд ли имела место поставка готовых двигателей в КНДР, и не важно, откуда – с Украины, из России или Китая. Кстати, Эллеман в своей статье и не обвиняет прямо кого-то, а просто считает странным факт, что внешне похожий на «располовиненный» РД-250 двигатель используется в ракетах, о разработке которых было мало что известно, но испытания которых неожиданно для всех стали успешными. В любом случае, даже если что-то импортное и использовалось, достижения северокорейской ракетной программы – это заслуга прежде всего самих северных корейцев, построивших сложные и дорогие стенды, без чего успех был бы невозможен. Ракетный двигатель нельзя скопировать, как какой-нибудь бытовой прибор, – для его освоения надо создавать целые отрасли.

В украинскую попытку продать все, что только можно продать, однако, легко поверить, учитывая славные традиции украинской торговли оружием. Известно, например, что в начале 2000-х гг. украинцы продали несколько образцов стратегических крылатых ракет Х-55 Китаю и Ирану – и как минимум в Иране ракета использовалась как образец для копирования. При этом, несмотря на попытки заработать на всем, на чем только можно, главной надеждой «Южмаша» по-прежнему остается Россия, что, конечно, открыто не признается. Именно контракты с Россией до 2014 г. были основными для самого сильного в прошлом ракетного КБ в СССР. И сейчас контракт с выкупленной российским бизнесменом Владиславом Филевым компанией Sea Launch на поставку ракет-носителей «Зенит» является единственным крупным и значимым контрактом украинского предприятия.