Какая польза от футбола

Выгоды от чемпионата мира не обещают быть долгосрочными

Чемпионат мира по футболу – это не только праздник спорта, но и возможность для принимающей страны получить экономическую выгоду. Это аксиома. В случае России чемпионат в краткосрочной перспективе привлечет туристов, но рост едва ли будет драматичным, а в долгосрочной перспективе затраты на проведение чемпионата едва ли приведут к заметному росту экономики, полагают аналитики инвестподразделения швейцарской банковской группы UBS.

Россия станет третьей по счету после ЮАР и Бразилии развивающейся страной, кто примет у себя чемпионат мира по футболу. России есть что предложить туристам: 28 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, удивительное природное и культурное разнообразие – потенциал большой, отмечают аналитики UBS. Но до сих пор в Россию приезжает меньше туристов, чем в такие сравнительно небольшие страны, как Малайзия или Турция, не говоря уже о грандах туризма вроде Франции или Испании. По мнению аналитиков UBS, за счет эффекта низкой базы инвестиции в подготовку и проведение чемпионата ($12 млрд, или 0,7% номинального ВВП в ценах 2017 г., оценивает UBS) потенциально могли бы принести России бо́льшую отдачу, чем в большинстве европейских стран.

Судя по заявкам на билеты, половина их приходится на неместных фанатов, отмечает UBS: на турнир приедут около 1,6 млн иностранцев. Но назвать это туристическим бумом сложно – по оценке UBS, это всего 6,5% иностранных туристов, приехавших в Россию в 2016 г. При этом въездной туризм во время чемпионата имеет обыкновение мешать внутреннему, отмечают аналитики.

В отличие от аналитиков McKinsey, которые весной 2018 г. оптимистично посчитали, что эксплуатация инфраструктуры и увеличение турпотока могут приносить 120–180 млрд руб. ежегодно до 2024 г., аналитики UBS высказываются осторожнее: окончательное понимание экономических выгод от турнира придет через несколько лет. Многое будет зависеть от того, как станет использоваться построенная инфраструктура, главным образом стадионы, – опыт Бразилии (да и олимпийского Сочи) подтверждает, что дорогостоящие объекты могут вскорости оказаться заброшенными. Для внутреннего туризма положительный эффект более очевиден, чем для международного – для него важны также и репутация страны, и предсказуемые геополитические условия, с чем у России проблемы после присоединения Крыма, вовлечения в войну в Сирии и на Украине.

Скорее всего, заметного долгосрочного вклада в рост российской экономики у чемпионата не будет, полагают аналитики UBS, но есть надежда на улучшение бренда страны, что тоже важно: «К сожалению, годы усилий и средств могут быть потеряны в одно мгновение, когда речь идет о репутации, как показывают недавние геополитические конфликты».