Статья опубликована в № 4569 от 18.05.2018 под заголовком: Какая польза от футбола

Какая польза от футбола

Выгоды от чемпионата мира не обещают быть долгосрочными
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Чемпионат мира по футболу – это не только праздник спорта, но и возможность для принимающей страны получить экономическую выгоду. Это аксиома. В случае России чемпионат в краткосрочной перспективе привлечет туристов, но рост едва ли будет драматичным, а в долгосрочной перспективе затраты на проведение чемпионата едва ли приведут к заметному росту экономики, полагают аналитики инвестподразделения швейцарской банковской группы UBS.

Россия станет третьей по счету после ЮАР и Бразилии развивающейся страной, кто примет у себя чемпионат мира по футболу. России есть что предложить туристам: 28 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, удивительное природное и культурное разнообразие – потенциал большой, отмечают аналитики UBS. Но до сих пор в Россию приезжает меньше туристов, чем в такие сравнительно небольшие страны, как Малайзия или Турция, не говоря уже о грандах туризма вроде Франции или Испании. По мнению аналитиков UBS, за счет эффекта низкой базы инвестиции в подготовку и проведение чемпионата ($12 млрд, или 0,7% номинального ВВП в ценах 2017 г., оценивает UBS) потенциально могли бы принести России бо́льшую отдачу, чем в большинстве европейских стран.

Судя по заявкам на билеты, половина их приходится на неместных фанатов, отмечает UBS: на турнир приедут около 1,6 млн иностранцев. Но назвать это туристическим бумом сложно – по оценке UBS, это всего 6,5% иностранных туристов, приехавших в Россию в 2016 г. При этом въездной туризм во время чемпионата имеет обыкновение мешать внутреннему, отмечают аналитики.

В отличие от аналитиков McKinsey, которые весной 2018 г. оптимистично посчитали, что эксплуатация инфраструктуры и увеличение турпотока могут приносить 120–180 млрд руб. ежегодно до 2024 г., аналитики UBS высказываются осторожнее: окончательное понимание экономических выгод от турнира придет через несколько лет. Многое будет зависеть от того, как станет использоваться построенная инфраструктура, главным образом стадионы, – опыт Бразилии (да и олимпийского Сочи) подтверждает, что дорогостоящие объекты могут вскорости оказаться заброшенными. Для внутреннего туризма положительный эффект более очевиден, чем для международного – для него важны также и репутация страны, и предсказуемые геополитические условия, с чем у России проблемы после присоединения Крыма, вовлечения в войну в Сирии и на Украине.

Скорее всего, заметного долгосрочного вклада в рост российской экономики у чемпионата не будет, полагают аналитики UBS, но есть надежда на улучшение бренда страны, что тоже важно: «К сожалению, годы усилий и средств могут быть потеряны в одно мгновение, когда речь идет о репутации, как показывают недавние геополитические конфликты».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more