Почему нельзя повышать НДС для московских авиарейсов

Идея Минфина компенсировать выпадающие доходы от обнуления НДС для региональных авиаперевозок приведет к росту цен на билеты и потерям авиакомпаний

Развивать в России региональные авиаперевозки – давняя идея, требующая непростых комплексных решений, – в майском указе президента Владимира Путина стала обязательной к исполнению. Минфину, правда, кажется, что все просто: пусть за все платят авиакомпании, т. е. пассажиры.

75% авиаперевозок внутри России идут через Москву. В 2017 г. Виктор Вексельберг, владелец холдинга «Аэропорты регионов», попросил Путина обнулить НДС – это бы стимулировало межрегиональное авиасообщение, выиграли бы и авиакомпании, и пассажиры. Но Минфин не готов идти на бюджетные потери.

В майском указе Путин поручил, чтобы к 2024 г. на регулярные пассажирские авиаперевозки между регионами, минуя Москву, приходилось до 50% всех внутренних регулярных рейсов. Минфин понял это по-своему и собирается повысить до 18% НДС для рейсов через Москву (по данным «Коммерсанта», министр финансов Антон Силуанов уже предложил это премьеру Дмитрию Медведеву). И бюджет не просто компенсирует выпадающие из-за льгот для региональных рейсов 17 млрд руб., но и получит 20 млрд руб. сверх того, подсчитала Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. Авиаперевозки – очень низкорентабельный бизнес, такое налоговое бремя он едва ли потянет. Перевозчикам придется поднять цену билетов на 8–10%, предупреждает ассоциация (цитата по «Коммерсанту»).

Организовать рентабельные региональные перевозки сложно – нет стабильного спроса. Такое авиасообщение всегда было завязано на региональные субсидии. Но губернаторы меняются, с новыми у авиакомпаний могут не сложиться отношения, федеральные трансферты в местные бюджеты сокращаются, программы субсидирования закрываются, и перевозки прекращаются. Из крупных авиакомпаний без захода в Москву летает, пожалуй, только «Аврора» (соединяет напрямую Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский).

Авиакомпаниям придется повысить тарифы и потерять пассажиров, эффект от обнуления НДС за пределами Москвы будет драматически перечеркнут, считает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Совокупный бюджетный эффект будет обратным ожидаемому, уверен он: рост перевозок существенно замедлится либо прекратится, меньше станет авиапутешественников, спадет деловая активность. Региональные авиаперевозки в России не развиты из-за системных причин: централизованное принятие решений в политике и экономике, невысокая в среднем мобильность населения, ведомственная централизация, перечисляет экономист Владимир Климанов из РАНХиГС. Решение – в дифференцированных тарифах, в разных условиях, в общем, нужна выстроенная стратегия, а не один, как часто бывает в России, способ, да еще без прогноза последствий.