Минфин предлагает поддержать региональные авиарейсы за счет Москвы

Авиакомпаниям это обойдется в 17 млрд рублей ежегодно, часть затрат они переложат на потребителей
Сейчас для всех внутренних рейсов налог составляет 10%/ Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин предлагает обнулить НДС на внутренние авиаперевозки, совершаемые между региональными аэропортами, и поднять ставку налога до 18% для рейсов через Москву. Об этом говорится в письме от 28 марта помощника президента России Игоря Левитина министру транспорта Максиму Соколову. «Ведомости» ознакомились с содержанием документа, его подлинность подтвердили близкий к Минтрансу человек и топ-менеджер крупного аэропорта.

Минфин рассматривает возможность скорректировать НДС до конца 2022 г., пишет Левитин. Сейчас для всех внутренних рейсов налог составляет 10%. В 2017 г. внутри России, по данным Росавиации, было перевезено 62,7 млн человек, из них почти три четверти - через Москву.

Благодаря обнулению НДС на немосковских маршрутах авиакомпании выиграют около 12 млрд руб., но из-за роста налога на московских линиях потеряют порядка 29 млрд руб. в год, говорит близкий к Минтрансу человек. Чистые потери отрасли ежегодно составят около 17 млрд руб., если исходить из статистики авиаперевозок за прошлый год, резюмирует он. Впрочем, внутренний рынок авиаперевозок продолжает расти: в январе - феврале - на 11% до 8,8 млн человек.

Обнулить НДС на немосковских рейсах ради поддержки прямых региональных перелетов попросил президента России Владимира Путина в прошлом году владелец «Реновы» Виктор Вексельберг. Ему принадлежит холдинг «Аэропорты регионов», в который входят аэропорты Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Саратова. Но поднять НДС Москве он не просил. «Мы рады, что инициатива по стимулированию прямых межрегиональных авиаперевозок путем обнуления НДС для таких рейсов поддерживается правительством», – говорит представитель «Аэропортов регионов». Идею поднять НДС для полетов через Москву он комментировать не стал.

«Потери авиакомпаний по сравнению с существующим режимом налогообложения – 16 млрд руб. в год, – возмущен менеджер московского аэропорта. – То есть суть предложения Минфина – не предоставить, а забрать льготу у отрасли».

Представитель Минтранса не смог подтвердить получение письма Левитина: «Но позиция Минтранса такова: НДС на маршрутах минуя Москву стоит снизить до нуля, а на московских рейсах необходимо сохранить на уровне 10%». Представитель Минфина на запрос «Ведомостей» не ответил.

От предложения Минфина сильнее всех пострадал бы «Аэрофлот» – как крупнейший перевозчик и единственный, все рейсы которого по России выполняются из Москвы. «Повышение НДС до 18% на московские рейсы автоматически приведет к росту цены для конечного потребителя», – предупреждает человек, близкий к группе «Аэрофлот». При этом обнуление НДС на перелеты минуя Москву не приведет к существенному росту региональных маршрутов – для их развития нужна подходящая и современная авиатехника, уверен он.

«Крайне важно, чтобы ставка НДС в 10% на внутренние перевозки через Москву не повышалась, – говорит представитель S7. – Ее рост повлечет за собой повышение стоимости авиабилетов в Москву, что идет вразрез с интересами пассажиров и приведет к снижению пассажиропотока, в том числе в региональных аэропортах». При этом само по себе обнуление НДС для региональных рейсов S7 поддерживает, так как это позволит снизить цены на региональные перелеты, говорит представитель перевозчика.

Президент подразделения Utair – «Utair – пассажирские авиалинии» Павел Пермяков поддерживает идею Минфина полностью: это будет способствовать развитию авиационного рынка страны, налаживанию прямого авиасообщения и повышению удобства для жителей России, передал он «Ведомостям». У Utair из внутренних рейсов 81% – московские.

«Идея Минфина приведет к дополнительным расходам для пассажиров, снижению доступности авиаперевозок и несправедливому удорожанию перелетов в Москву», – возражает представитель «Домодедово». Его коллеги из «Внуково» и «Шереметьево» на запросы «Ведомостей» не ответили.

Реализация предложения Минфина дала бы еще одно конкурентное преимущество аэропорту «Жуковский», который юридически считается аэропортом города Раменское, а не Москвы. Этот статус уже позволяет авиакомпаниям летать из «Жуковского» по международным направлениям, на которые из Москвы нет квот. Теперь они могут получить шанс продавать билеты на внутренние рейсы существенно дешевле.

«Концентрация перевозок в Москве – это следствие концентрации в столице вообще всего, – говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. – Региональные перевозки должны развиваться как следствие развития самих регионов». Снижение НДС с 18 до 10% до 2015 г. помогло поддержать пассажиропоток и рентабельность авиакомпаний и повысить налогооблагаемую базу, напоминает он.

Рейтинг самых пунктуальных аэропортов мира