ФАС хочет вместе с авиакомпаниями устанавливать цены на билеты

Идея или провалится, или подорвет отрасль, считают участники рынка
Главной претензией Артемьева к авиакомпаниям, высказанной еще в 2015 г., было то, что они не снижают цены на билеты незадолго до вылета, предпочитая вовсе не продавать часть кресел/ Руслан Шамуков / ТАСС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет пытаться вместе с авиакомпаниями менять алгоритмы образования цен на авиабилеты и не допускать несанкционированного ручного вмешательства и роста цен, не основанного на серьезных доказательствах спроса и других параметрах. Об этом заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев, выступая в Совете Федерации в среду.

«Авиакомпании все, от "Аэрофлота" до других, говорят, что это машина в автоматическом режиме устанавливает цены в зависимости от повышенного спроса. Мы точно установили, что никакая это не машина, а делаются эти алгоритмы вручную, и творцом является никакой не робот», - рассказал Артемьев (цитаты по «Интерфаксу»). «С ума сошел этот робот, что ли?» - заметил руководитель ФАС.

В августе 2017 г. Артемьев заявил, что российские авиакомпании импортировали из США и Европы специальные компьютерные системы динамического ценообразования, которые устанавливают тарифы на авиабилеты в зависимости от спроса и т. д. Работа алгоритма этих систем выглядит как результат сговора мировых авиаперевозчиков, сказал тогда он. Президент Владимир Путин поручил ему разобраться с ценообразованием. После этого ФАС начала проверку и запросила у авиакомпаний большое количество информации о тарифах и методах ценообразования, сообщала газета «Коммерсантъ».

Дорогие тарифы (тариф + аэропортовые сборы формируют цену билета) в высокий сезон необходимы для компенсации убытков авиакомпаний в низкий сезон, ведь спрос в низкий и высокий сезон в России может отличаться в десять раз, объясняет менеджер крупной авиакомпании. Более сбалансированные тарифы были бы возможны, не будь в авиаперевозках такой ярко выраженной сезонности. В классической структуре тарифов 70% билетов продаются ниже себестоимости, 10% - по себестоимости и только 20% - выше себестоимости, продолжает собеседник.

По его словам, установившиеся цены на билеты объективны, главный индикатор этого - высокая загрузка воздушных судов у лидеров рынка: у Аэрофлота она 82%, у S7 – 85%, Utair -76%, «Победы» - 94%.

Ценообразованием в авиакомпаниях занимаются системы управления доходами (Revenue Management), задача которых - обеспечить перевозчику максимальный доход с каждого рейса. Опираясь на данные о спросе на конкретное направление (зависит от дня недели, времени года, наличия крупных событий и других факторов), Revenue Management устанавливает наиболее выгодные для компании тарифы. Стоит система управления доходами в зависимости от сложности от $250 000 до десятков миллионов долларов в год, она может добавить авиакомпании 3-10% выручки, рассказывал топ-менеджер крупной компании по бронированию авиабилетов. У лидера рынка «Аэрофлота» установлена система бронирования билетов и система управления доходов американской компании Sabre.

Например, уже в начале декабря 2017 г. цены в города - организаторы матчей ЧМ-2018 на время чемпионата (пройдет с 14 июня по 15 июля) в среднем на 10% превышали цены стандартного высокого сезона, сообщал сервис Aviasales. Билеты в города-организаторы из Москвы у крупнейших авиакомпаний на десятки процентов, а накануне матчей в разы превышают по стоимости обычные цены. Представители «Аэрофлота» и S7 объясняли это тем, что из-за повышенного спроса самые дешевые билеты быстро закончились, в продаже остались более дорогие.

Правда, в январе «Аэрофлот» выбросил в продажу дополнительные билеты в города-организаторы по самым низким ценам - его предложение стало самым низким на рынке. Причины этой акции авиакомпании не поясняла.

С системами управления доходами работает вся мировая авиация, ведь авиаперевозки, в том числе в России, - это конкурентный рынок, утверждают два топ-менеджера компаний по бронированию.

«Придумать какой-то новый алгоритм, который выполнял бы задачи по максимальной доходности и одновременно соответствовал бы представлениям господина Артемьева, вряд ли возможно», - говорит один из собеседников. Можно, конечно, отказаться от Revenue Management совсем, установить всего два тарифа, но это кроме «Аэрофлота» вряд ли кто-то переживет - скорее всего, этот проект ФАС (по новому алгоритму ценообразования) развалится и отрасль вздохнет с облегчением, добавляет он.

«Системы управления доходами - это математический аппарат, я даже не понимаю, как и что ФАС здесь проверяла. И работу систем управления доходами действительно регулируют сами авиакомпании», - говорит другой собеседник из крупной системы бронирования. Авиакомпания действительно может вручную запретить системе на определенные даты (когда ожидается повышенный спрос) ставить цены ниже определенного уровня или снизить количество билетов по минимальной цене - но в этом нет ничего незаконного или странного, это работа в рыночных условиях, добавляет его коллега из другой компании бронирования.

«Ведомости» направили запросы в ФАС, «Аэрофлот», S7 Group, «Уральские авиалинии» и Utair.

Главной претензией Артемьева к авиакомпаниям, высказанной еще в 2015 г., было то, что они не снижают цены на билеты незадолго до вылета, предпочитая вовсе не продавать часть кресел. Это было бы самым глупым шагом со стороны авиакомпаний, так как пассажиры стали бы сдавать дорогие билеты и покупать перед вылетом дешевые, а потом всегда откладывать покупку до вылета, рассказывал топ-менеджер системы бронирования.