Что хотят исправить граждане, когда говорят о правке Конституции

Запрос на изменения адресован в первую очередь власти

Запрос за изменение Конституции, максимальный за последние 15 лет уровень которого зафиксировал октябрьский опрос ФОМа, пересекается с повесткой Кремля по сути, но не по форме. Обыватели хотели бы усиления социальных обязательств государства: фактически это завуалированный запрос на перемены через усиление государства, что Кремль может истрактовать в нужном ему ключе.

Опрос, проведенный ФОМом 20–21 октября, подтверждает прежние наблюдения: уровень знания Конституции у россиян довольно низкий. 51% респондентов признались, что не знают даже основных положений Конституции; знают – 45% (чем старше, тем больше незнающих). Однако тех, кто считает, что Основной закон нарушается, намного больше – 69% (из них 43% считают, что это происходит часто), в это число попали и те, кто сказал, что с содержанием Конституции не знаком. Почему так – подсказывает перечень названных респондентами нарушений, которые в основном лежат в социальной сфере: прав «простых людей» на образование, здравоохранение, жилье и проч. На нарушения политических прав и свобод граждан (свободу слова, собраний и проч.) указали только 5% опрошенных. Неудивительно, что каждый пятый оценил Конституцию как «плохую»: они оценивали не качество ее норм, а их исполнение, выражая в такой форме свое недовольство властями, считает аналитик ФОМа Григорий Кертман.

По его мнению, неизменность Конституции россиянами воспринимается в целом как символ стабильности и рост тех, кто считает необходимым пересмотреть Основной закон, с 44% в 2013 г. до 66% в 2018 г. означает, что респонденты готовы поступиться стабильностью ради каких-то перемен. Но одновременно суть поправок, как их видит большинство, – это и запрос на усиление государства.

До сих пор изменения в Конституцию, напротив, лишь консервировали status quo – в частности, в виде продления сроков полномочий президента и парламента до 6 и 5 лет соответственно. Разговоры о необходимости правки Конституции с прицелом на 2024 г., когда у Владимира Путина закончится последний президентский срок, возобновились год назад в высших эшелонах власти, писала в РБК политолог Татьяна Становая. О необходимости «точечных изменений» для устранения «отсутствия должного баланса в системе сдержек и противовесов» писал недавно в статье для «Российской газеты» и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Конституция давно не выполняет своей основной функции – ограничения государственной власти, теряет она в глазах россиян и социальные гарантии, правки в нее лишь еще больше сконцентрировали власть в руках президента. В таких обстоятельствах скрестить запрос большинства на обновление через усиление государства с планами руководства может оказаться вполне реально.