За хосписы или за детей

Делая ставку на противопоставление оппозиции на выборах лояльных людей с репутацией, власть провоцирует избирателей на циничный выбор

Ставка московской мэрии на противопоставление оппозиционным кандидатам в Мосгордуму провластных соперников из числа известных людей уважаемых профессий обречена поставить думающих избирателей перед циничным выбором. Но главный циник здесь собственно московская власть, решающая проблему сохранения контроля над Мосгордумой за счет чужих репутаций уважаемых специалистов, а не успешной работы своих депутатов.

До сентябрьских выборов еще далеко, но многие потенциальные кандидаты – как лояльные власти, так и оппонирующие – уже заявили о планах участвовать в кампании. Модельный конфликт уже в разгаре: в 43-м округе Москвы, одном из немногих, где у оппозиции есть шансы, планируют выдвигаться соратница Алексея Навального Любовь Соболь (недавно она провела расследование обстоятельств отравления детей в детских садах и школах Москвы) и директор Центра паллиативной помощи департамента здравоохранения Москвы, учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер (она была доверенным лицом Сергея Собянина на выборах мэра 2018 г., входит в руководство возглавляемого Владимиром Путиным ОНФ – для фронта Федермессер разработала программу развития паллиативной помощи в регионах). Действующий депутат от округа, главврач госпиталя для ветеранов, в выборах, похоже, участвовать не будет, что делает Федермессер кандидатом власти. Но избиратель у них один и тот же, полагает Навальный, призвавший Федермессер отказаться от участия в выборах в этом округе – по его мнению, мэрия использует ее и ее репутацию, чтобы не дать победить Соболь. Согласие на игру по правилам власти – это «не компромисс и даже не конформизм, а настоящий коллаборационизм», считает Навальный, в результате в проигрыше останется и сама Федермессер, и ее дело, полагает он.

Федермессер на обращение Навального прямо не ответила, ранее она говорила, что не считает себя политиком, но полагает важным, чтобы в Мосгордуме был «свой человек от благотворительности». В отсутствие очной полемики между Федермессер и Соболь в истории остается много неясных моментов, но проблема не только в этом. Искусственное, управляемое мэрией столкновение провластных людей с репутацией с оппозиционными кандидатами вызывает и искусственный же во многом раскол между их избирателями, вынужденными выбирать между защитой неизлечимо больных или защитой детей. Это циничный выбор, в котором мало политики. Такое спекулятивное противопоставление демонстрирует отсутствие других козырей у московских властей, чьи прежние выдвиженцы – в том числе представители уважаемых профессий, врачи и учителя – редко могут предъявить избирателям сколько-нибудь впечатляющие (если вообще заметные) результаты своей работы в Мосгордуме. Делать условием (пусть и негласным) поддержки того или иного важного для города и горожан проекта лояльность власти – это демонстрация слабости, даже если в итоге это обернется сохранением контроля над Мосгордумой.