Как «АвтоВАЗ» вернул себе «Ниву»

Увеличение до 100% доли в «GM-АвтоВАЗе» позволит компании вновь пользоваться легендарным именем

«Нива» – одно из немногих имен советских автомобилей, сохранившихся на рынке до сих пор. В народе «Нивой» по привычке зовут выпускаемый с 1977 г. легендарный внедорожник «АвтоВАЗа», хотя тот уже давно продается как Lada 4x4. С 2002 г. такое имя носит другой внедорожник, разработанный на базе «классической» «Нивы», – Chevrolet Niva (в народе также «Шеви Нива» или «Шнива»). Права на бренд «Нива» были переданы «АвтоВАЗом» (помимо прочих активов на общую сумму почти $100 млн) в качестве взноса при создании совместного предприятия с американской General Motors.

Владельцы «АвтоВАЗа» (Renault и госкорпорация «Ростех») пытались договориться с GM об использовании имени «Нива». «Конечно, было бы хорошо вернуть это имя [«Нива»], но все зависит от условий. Я и мои предшественники на «АвтоВАЗе» обсуждали этот вопрос», – рассказывал в марте 2018 г. в интервью «Ведомостям» Николя Мор, возглавлявший тогда «АвтоВАЗ». И вот свершилось – 9 декабря 2019 г. российский автоконцерн объявил, что выкупает долю GM в этом СП. Сделка завершится до конца года, ее условия не раскрываются.

Причины выхода американцев из СП вполне объяснимы. «GM-АвтоВАЗ» оставалась последней действующей площадкой в России американского автоконцерна, который в 2015 г. свернул основное производство в стране и прекратил здесь продажи массовых моделей. В свое время СП было для акционеров курицей, несущей золотые яйца: судя по данным «СПАРК-Интерфакса», оно выплатило своим акционерам 8,2 млрд руб. дивидендов. Но с сокращением российского рынка упали и продажи Niva. В 2018 г. при проектной мощности завода в 98 000 машин в год здесь было произведено лишь 31 332 автомобиля. И это понятно – машине уже почти 20 лет, но замены ей партнеры так и не нашли.

«Возвращение в портфель «АвтоВАЗа» легендарного имени – правильное, грамотное решение, – комментирует директор брендингового агентства Depot Алексей Андреев. – Принадлежность Chevrolet указывала на несамостоятельность имени. Выкуп же «АвтоВАЗом» доли в СП демонстрирует, что компания за последнее время окрепла». К тому же, подчеркивает он, «АвтоВАЗ» работает в бюджетном сегменте, а покупатели таких машин традиционно проявляют повышенный интерес к истории. Стоимость имени «Нива» Андреев оценивает в несколько десятков миллионов долларов. «Но это название имеет ценность для ограниченного числа рынков – прежде всего, России и бывших советских республик», – оговаривается он.

«Неужели Lada 4х4 снова станет «Нивой»?», «Даешь название «Нива» «Ниве»!» – комментировали новость о сделке «АвтоВАЗа» и GM посетители одного из популярных автомобильных интернет-ресурсов. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов считает, что имя «Нива» нужно оставить у нынешней Chevrolet Niva, а потом передать новому поколению Lada 4x4, которое появится после 2023 г. «Хотя при этом Lada 4х4 все равно все называют «Нивой» и это больше формальные действия», – замечает он. Андреев считает правильным использовать это имя в различных вариациях названий обеих моделей (Lada 4x4 и Chevrolet Niva), а также в названии автомобиля нового поколения (например, New Niva). «И мне почему-то кажется, старая «Нива» переживет «Шниву», – шутит Андреев. Хотя сам «АвтоВАЗ» не настроен совершать революционных изменений. Как пояснил его представитель, Lada 4x4 сохранит свое прежнее название, а имя Niva останется у той модели, которая выпускается СП, – после переходного периода бренд Chevrolet будет заменен на Lada. Какое имя получит новое поколение внедорожников Lada 4x4, он не говорит.