Почему россияне мало верят врачам

Реформа здравоохранения вынуждает медиков больше времени уделять отчетности, а не пациентам
Уровень доверия россиян к врачам остается на невысоком уровне /Сергей Портер / Ведомости

Уровень доверия россиян к врачам остается на невысоком уровне – это следствие в том числе и реформы здравоохранения, проводимой с 2010 г., которая забюрократизировала работу медиков в ущерб интересам их пациентов. Это системная проблема, которую не может полностью разрешить усиление контроля за врачами правоохранителей и страховщиков.

В декабре 2019 г. 41% опрошенных ВЦИОМом заявили, что за последние 3–5 лет перепроверяли поставленный врачом диагноз или назначенные им лекарства (например, у другого врача или фармацевта). Этот ответ чаще выбирали респонденты в возрасте 25–44 лет (50%) и жители городов-миллионников (48%), реже – респонденты старше 60 лет (26%) и жители сел (32%). Основная причина – в уровне доверия к врачам, который, как показывает другой опрос ВЦИОМа, в стране заметно снизился. В 2010 г. 54% опрошенных ВЦИОМом заявили, что доверяют врачам, в 2017 г. – 36%. Тенденцию подтверждают опросы ФОМа: доля тех, кто, «как правило», доверяет врачам, снизилась с 65% в 2015 г. до 57% в 2019 г. 41% опрошенных ФОМом сегодня считают, что большинство врачей имеют низкую квалификацию.

Факторов снижения доверия много, но особо выделяется разница в целеполагании врачебной деятельности в понимании пациентов и врачей. Медики по-прежнему ассоциируются у россиян с такими словами, как «помощь», «спасение», «надежда», «доброта», «внимательность», показал опрос ВЦИОМа 2017 г. Но реформа системы здравоохранения оставляет врачам все меньше возможностей быть внимательными и заботливыми: чтобы избежать претензий по административной линии, они обязаны быть внимательными в первую очередь к бумагам и отчетности, а, например, решение, какие лекарства и оборудование закупить в больницу, принимают не медики на местах, а клерки в министерстве. В коммерческой медицине ситуация часто не намного лучше. Чтобы выжить, клиники должны зарабатывать – и тоже часто в ущерб качеству: если в госучреждениях врач работает на отчетность, то в частных – на максимизацию прибыли. Так замыкается круг недоверия пациентов к медикам.

На усиление контроля в здравоохранении претендуют страховщики, но они не могут контролировать отдельных медиков, а только медучреждение в целом (изменить ситуацию могло бы лицензирование врачей). О росте недоверия среди правоохранителей говорит появление «медицинского» спецподразделения в Следственном комитете, но перспектива появления дел новых врачей-вредителей может лишь дополнительно демотивировать медиков.