Кто ведет дело Ивана Голунова

Путин объявил об открытии дела на полицейских, но заявления президента не должны быть движущей силой расследования

Расследование дела журналиста Ивана Голунова о подброшенных ему наркотиках может наконец сдвинуться с места, но не потому, что следователи начали работать, как от них требует закон, а потому, что в дело вмешался президент.

Отвечая на вопрос корреспондента «Интерфакса» на большой пресс-конференции, Владимир Путин заявил, что по делу о подброшенных журналисту Голунову наркотиках наконец заведены уголовные дела на пятерых сотрудников полиции, ранее уволенных из МВД. Сведений о возможных заказчиках дела Голунова у президента нет. Решение засекретить материалы дела, в рамках которого задержали журналиста, Путин объяснил необходимостью защитить информацию об оперативно-розыскной деятельности.

Как пояснил адвокат журналиста Сергей Бадамшин, он узнал о возбуждении дела только после заявления Путина, позвонив следователю Следственного комитета, который ведет дело. Тот подтвердил, что уголовное дело действительно было заведено днем ранее, 18 декабря. Однако дело возбуждено не в отношении пяти бывших полицейских, а по факту совершения преступления в отношении Голунова. Ранее в ходе следственных действий журналист сообщил, что к нему применялось насилие и что сотрудники полиции подкинули ему наркотики – последнее, полагает Бадамшин, может быть квалифицировано как фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности.

По какой статье возбуждено дело, адвокату пока не известно. Не известны и фамилии тех, кого имел в виду Путин. Несколько полицейских были уволены вскоре после того, как с Голунова были сняты обвинения в покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере: генералы Юрий Девяткин и Андрей Пучков, полковник Андрей Щиров, оперативники Дмитрий Кожанов, Роман Феофанов, Акбар Сергалиев, старший оперуполномоченный Денис Коновалов.

Путина не первый раз спрашивают о деле Голунова, которое летом 2019 г. вызвало огромный общественный резонанс. По горячим следам Путин обещал, что «будут проведены все необходимые действия по выявлению всех виновных, которые создали эту ненормальную ситуацию», – и работа следствия и оперативников поначалу давала надежду, что дело против тех, кто подкинул Голунову наркотики, будет скоро возбуждено, говорит Бадамшин. Но этого не случилось: следственные действия практически прекратились, материалы дела были полностью засекречены, Голунов оставался свидетелем, подозреваемых в деле не появилось. Жалобу журналиста на бездействие СКР суд отклонил, сочтя, что расследование идет активно, заявление о преступлении у Голунова в СКР принимать отказались.

Само дело против Голунова стало наглядной иллюстрацией глубоких проблем в работе правоохранительной системы. Но и расследование дела против тех, кто подкинул ему наркотики, как теперь очевидно, картины не меняет. Если подвижки в деле будут происходить только после пресс-конференций Путина, то перспектив у него, очевидно, мало. Впрочем, и слова президента не всегда помогают.