Куда ведет низкая мобильность школьников

Большинство школьников заканчивают 9-й класс там же, где поступили в 1-й, – это ведет к консервации неравенства

Большинство российских школьников и их родителей выбирают учебное заведение всего один раз, при поступлении, и не меняют его вплоть до выпуска из средней школы, что во многом определяет дальнейший социальный статус ребенка и способствует закреплению неравенства. К такому выводу пришли социологи Высшей школы экономики в Петербурге, проанализировав образовательные траектории местных школьников.

Формально родители школьников вольны выбирать учебное заведение для своего ребенка, а многообразие видов школ создает предпосылки для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов. По факту образовательную траекторию выбирают куда раньше поступления ребенка в старшие классы, где это должно происходить официально. В России существует так называемый скрытый трекинг, начинающийся с 1-го класса, пишут социологи Валерия Иванюшина и Елена Уильямс в исследовании «Трекинг, школьная мобильность и образовательное неравенство», опубликованном в «Вопросах образования». На официальных городских данных о 370 282 учениках в 582 школах (335 – среднеобразовательные без специализации, 130 – с углубленным изучением предметов, 73 гимназии, 44 лицея) авторы показали, что межшкольная мобильность даже в таком большом городе невысока. 65% школьников оканчивают 9-й класс в той же школе, в которую поступали в первый. На этапе средней школы – с 5-го по 9-й класс – мобильность еще ниже: 85%.

Всплески переходов в другую школу в пределах города наблюдаются дважды: на рубеже начальной и средней (около 10%), а затем средней и старшей школы (12–13%). Не имея данных о причинах смены школы, но опираясь на данные зарубежных исследователей, авторы предполагают, что как минимум половина школьников меняет школу в связи с переездом. Немало учеников переходят в другую школу из-за конфликтов в прежнем коллективе. В итоге на «стратегическую мобильность», когда за счет перехода школьник стремится улучшить свои образовательные перспективы, приходится только около 1–2% переходов в год.

Итого стратегическое решение часто фактически принимается уже при поступлении ребенка в 1-й класс, когда выбор школы полностью зависит от социально-экономического статуса родителей, их образования, культурного капитала и амбиций. Дети из более низких социальных слоев попадают преимущественно на низшие образовательные траектории – в «пролетарские», «обычные» школы, что усиливает образовательное неравенство, низкая мобильность снижает шансы сменить школу и в результате уровень школьного образования ребенка все меньше зависит от его собственных способностей и усилий, заключают социологи.