Новая эра пирамид
Финансовые пирамиды живучи, так как быстро адаптируются к новейшим экономическим и технологическим реалиямРезультативность выявления Центробанком финансовых пирамид растет, но растет и их количество, чему способствуют новые экономические и технологические реалии, открывающие мошенникам широкие возможности.
В 2019 г. ЦБ обнаружил 237 организаций с признаками финансовых пирамид – это максимум за те пять лет, что регулятор занимается их поиском (в 2018 г. – 168). 88 похожих на пирамиды компаний работали как ООО, 55 – как интернет-проекты, 30 – как кредитные потребкооперативы, 18 – как микрофинансовые организации, рассказал директор департамента противодействия нелегальной деятельности ЦБ Валерий Лях. По его словам, чаще всего пирамиды привлекают средства под видом инвестиций в криптовалюту, строительные и сельскохозяйственные проекты, в акции компаний якобы перед выходом на биржу (цитата по ТАСС).
Рост числа выявленных пирамид ЦБ рассматривает как признак роста эффективности их выявления, в том числе поиска на раннем этапе, когда пирамиды только начинают предлагать свои «продукты». Но выявленные 237 пирамид не значит закрытые. У ЦБ нет таких полномочий, данные о подозрительных организациях регулятор передает правоохранителям, которые и решают их дальнейшую судьбу. Сколько в 2019 г. было ликвидировано финансовых пирамид, ЦБ не знает, правоохранители сводными данными не делятся.
Но растет не только число выявленных пирамид – их в принципе становится больше. Это результат роста эффективности маркетинга пирамид в интернете и соцсетях, полагает председатель правления КонфОП Дмитрий Янин. В 1990-е была запрещена реклама пирамид на ТВ, что помогло не допустить повторения бума мегапроектов типа МММ. В 2010-е пирамиды ушли в соцсети и интернет, где запустить схему позволял куда более скромный бюджет. Современные пирамиды заметно разнообразнее прежних, быстро мимикрируют под новые реалии и сегментируются, расширяя круг потенциальных жертв. Это уже не старые лозунги вроде «Я не халявщик – я партнер», но обещания барышей от технологических новаций вроде криптовалют, игры на курсах валют, бирж и рынков. В отличие от 1990-х, когда люди несли деньги в пирамиды, чтобы обогнать съедающую доходы гиперинфляцию и выскочить из колеи бедности, сейчас людьми движет желание сохранить накопления в условиях, когда доходы от депозитов и недвижимости падают. Сейчас большинство вкладчиков в пирамиды понимают, куда отдают деньги, считает Янин, но самонадеянно рассчитывают проскочить первыми и собрать урожай.
Блокировать с нуля таких мошенников власти не могут, но не допускают их разрастания до циклопических размеров 1990-х. В остальном они чувствуют себя довольно вольготно: в поисковиках запрос «вложить рубли выгодно» предлагает в топе выдачи сайты с очевидными признаками пирамид, предлагающие доходность с запредельными для сегодняшнего рынка 20–22% годовых.