Почему звезда Марии Шараповой не погаснет

Даже завершив теннисную карьеру, Шарапова вряд ли исчезнет из медиапространства

«Шарапова демонстрирует не по годам зрелую игру и психологическую устойчивость. Так что если Машу минуют серьезные травмы, ее звезда будет сиять нам еще долго. И не только на теннисном небосклоне», – предсказывали «Ведомости» в декабре 2004 г., признав 17-летнюю теннисистку «профессионалом года».

15 лет спустя можно констатировать: прогноз «Ведомостей» оправдался полностью. И несмотря на то что серьезных травм, к сожалению, Марии Шараповой избежать не удалось, 32-летняя спортсменка заканчивает профессиональную карьеру в статусе самой успешной российской теннисистки. Более чем за 15 лет выступлений на высшем уровне Шарапова сумела одержать победы на всех четырех турнирах Большого шлема – Уимблдоне (2004 г.), открытых чемпионатах США (2006 г.), Австралии (2008 г.) и Франции (2012 и 2014 гг.), став всего лишь шестой – и пока последней – спортсменкой в истории мирового тенниса «открытой эры» (с 1968 г.), кому удалось подобное. Всего же Шарапова выиграла 36 турниров Женской теннисной ассоциации (WTA) в одиночном разряде, включая итоговый турнир 2004 г., еще три титула она завоевала в парном разряде, а на Олимпийских играх 2012 г. в Лондоне проиграла только в финале, заслужив серебро.

Шарапова – не просто самая побеждающая российская теннисистка, она самая успешная российская спортсменка вообще. А кого можно поставить с ней рядом по громкости титулов, уровню известности и способности монетизировать эту известность? Елену Исинбаеву, Анну Курникову, Алину Загитову или Евгению Медведеву? Нет, при всем уважении к их талантам и спортивным достижениям.

Теперь, когда Шарапова объявила об окончании профессиональной карьеры, неизбежны вопросы. Реализовала ли она свой спортивный талант, могла ли выиграть больше? Почему у Шараповой в противостоянии с главной соперницей, Сереной Уильямс, счет личных встреч 2:20 в пользу американки? Зачем Шарапова в 2016 г. поспешила признаться в том, что употребляла мельдоний? Спортсмены, не делавшие публичных заявлений, что они употребляли этот препарат, признанный допингом, отделались небольшими сроками дисквалификации, а для Шараповой она составила 15 месяцев – после чего теннисистка так и не смогла вернуться на прежний уровень.

Вопросы эти риторические: только сама Мария знает, через что ей пришлось пройти и чего ей это стоило. «В 2008 г. я выиграла свой третий турнир Большого шлема, Открытый чемпионат Австралии, и я чувствовала, что мой теннис находится на очень высоком уровне, казалось, что он будет только лучше и лучше, – рассказывала Шарапова «Ведомостям» в 2015 г. – Но случилась такая тяжелая травма: я промучилась 4–5 месяцев, не зная, что у меня с плечом; а после операции стало еще тяжелее: я не знала никого в теннисе, кто бы после подобной операции на плече вернулся и смог заиграть на прежнем высоком уровне». Тогда Мария смогла и после той травмы дважды выиграла Открытый чемпионат Франции.

Талант и профессионализм на корте и вне его привели к тому, что к окончанию спортивной карьеры Шарапова оказалась одной из самых состоятельных спортсменок в мире: по оценкам Forbes, ее совокупный доход за годы выступлений, учитывая призовые, рекламу и проч., составил $325 млн (больше только у 38-летней Серены Уильямс, которая заработала $350 млн).

Завершив теннисную карьеру, Шарапова вряд ли исчезнет из медиапространства. Потому что у нее есть успешный бизнес – конфеты Sugarpova, кажется, есть и жених-миллионер. Так что ее звезда будет сиять нам еще долго. Пусть уже и не на теннисном небосклоне.