Почему автоконцерны останавливают производство в Европе

Но продолжают в России

Глобальные автоконцерны один за другим объявляют о приостановке производства в Европе. Первыми встали Италия и Франция – страны, которые в Старом Свете пострадали от коронавируса сильнее всего. PSA Group заявила, что с 16–19 и до 27 марта будут остановлены заводы по производству автомобилей Peugeot, Citroen и DS во Франции, Испании, Португалии и Словакии, заводы Opel в Германии и Польше и заводы Vauxhall в Великобритании. Renault закрыла 12 промышленных объектов (18 000 сотрудников) во Франции с вечера 16 марта «до дальнейшего уведомления». Fiat Chrysler Automobiles (FCA) остановила выпуск автомобилей Fiat и Maserati на заводах в Италии, Сербии и Польше.

Но и дальше горькие заявления сыпались одно за другим.

Volkswagen Group объявила, что в течение этой недели приостановит производство на заводах в Италии, Португалии, Словакии и Испании и готовится закрыть остальные заводы в Европе из-за распространения коронавируса. Daimler на две недели останавливает большую часть производств легковых автомобилей, легких грузовиков и другой коммерческой техники в Европе. Ford заявил, что его автозаводы в Германии и Румынии остановятся 19 марта на несколько недель, завод в Испании уже прекратил производство. Nissan заявил о закрытии своего завода в Великобритании – крупнейшего на острове.

18 марта Toyota объявила, что закрывает на неопределенный срок свои сборочные предприятия и заводы по производству двигателей и трансмиссий во Франции, Великобритании, Чехии, Польше и Турции. BMW закроет свои заводы в Европе и Южной Африке до 19 апреля, Mini – три завода в Великобритании до 17 апреля, а Rolls-Royce объявил, что его завод в Крю закроется почти на месяц: за двумя «противовирусными» неделями последуют две недели традиционных пасхальных каникул.

Конечно, эпидемия коронавируса, начавшаяся в Китае, вызвала перебои в поставках комплектующих. В городах и странах, где были введены жесткие ограничения на перемещения людей – таких, как Италия, – работники больше не могли добираться на производство. Но главное – пандемия вызвала катастрофическое падение спроса на автомобили. В феврале 2020 г. продажи в странах Евросоюза, Европейской ассоциации свободной торговли и Великобритании снизились на 7,2%, отчиталась профильная ассоциация ACEA. Учитывая, что в январе этого года продажи упали на 7,4%, мы имеем худшее начало года с 2013 г., констатирует Automotive News Europe (ANE). Очевидно, что по мере расширения географии пандемии в Европе продажи в марте продолжили падение, производителям стало просто некуда девать автомобили и они начали останавливать заводы.

Любопытно, что крупнейшие европейские производители автокомплектующих – Bosch, Continental, Valeo и ZF Friedrichshafen – заявляют, что их заводы продолжают работать, передает ANE.

Продолжают производство и российские заводы глобальных автоконцернов. Не хочется выглядеть кликушей, но, кажется, пока продолжают: непонятно, как они смогут избежать коронавирусных каникул. Вряд ли многие поверили, что включение бога и «памяти предков» в Конституцию заставит вирус обойти Россию стороной. Плюс обвал цен на нефть и курса рубля – и россияне бросились скупать туалетную бумагу, гречку и тушенку. Хотя наверняка были и такие, кто решил потратить дешевеющие рубли на новый автомобиль. Февральская статистика продаж автомобилей у нас лучше европейской: они упали только на 2,2%. Но мне это напоминает ситуацию конца лета 2008 г., когда в Европе продажи машин уже посыпались, а в России еще держались. Но когда через несколько месяцев кризис добрался и до России, продажи у нас рухнули на 50%.

Буду счастлив, если мои опасения не оправдаются.