Скорее в окопы! Конкурентная война в бизнесе уже началась

Пора готовиться к возобновлению экономической активности
Евгений Разумный / Ведомости

Несмотря на многообещающие обращения президента, российскому бизнесу пора рыть окопы. В мире это еще не так заметно. А российские компании, сами того не понимая, уже втянулись в жестокую конкурентную войну. И связано это с тем, что в отличие от экономически развитых стран у нашего малого и среднего предпринимателя нет нормального доступа к ресурсам. В какой-нибудь Германии ритейлер, продающий одежду и обувь, пересидит самоизоляцию, спокойно проведет реструктуризацию активов, уволит, а точнее, передаст на поруки государству ставших лишними работников, получит кредит в банке на развитие под смешной процент – и вперед, развиваться. А у нас в России? Еще зимой в сфере фэшн-ритейла на 3–5%, по разным оценкам, упали продажи – из-за слишком теплой зимы. А потом стали действовать ограничительные меры для борьбы с коронавирусом, начались пропагандистские мероприятия – и стал проседать рынок перевозок, туризма, гостиничный и ресторанный бизнесы.

Еще в начале апреля «Коммерсантъ» предполагал, что продажи снизятся примерно на 25%. И это не просто проседание продаж, не просто убытки. С введением режима самоизоляции в России в некоторых бизнес-сферах стало очень плохо. «Выживаем или живем надеждой, что в ближайшее время магазины начнут открываться, – говорил в интервью «Фонтанке» основатель группы «Зенден» Андрей Павлов. – Компания представлена во всех регионах России, и мы, в принципе, всегда были готовы к каким-то кризисам и катаклизмам, стихийным бедствиям, но когда одновременно закрывается вся страна – это тяжело предугадать».

У потребителей в силу вынужденных обстоятельств, а также под влиянием государственной пропаганды сместился фокус приоритетов: приобретение обуви, одежды, планирование путешествий отошли на второй и даже третий план. Мало кто заметил, а случилось вот что.

Началась рекламная война. Государственная пропаганда, по сути, провела мощнейшую рекламную кампанию в поддержку фармацевтического и продуктового бизнеса. Как результат возникли случаи извлечения сверхприбылей – на средствах индивидуальной защиты (100–1000%) или лимонах (50–250%). Этими случаями даже заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба.

Пока у пострадавшего бизнеса не будет понимания сроков возвращения к нормальным продажам, ответные рекламные военные действия не начнутся. Но если бы только рекламные!

Вот что предстоит в ближайшее время.

Завяжется тяжелый бой за кредитные ресурсы. В связи с тем что цены на недвижимость, основу залоговой массы, уже падают, а обороты II квартала, необходимые для получения оборотных кредитов торговыми бизнесами, минимальны, за кредиты начнется драка между бизнесами. Кто-то успеет, пока банки не поставили заградительные условия.

Разгорится сражение и за малокровные банкротства. Государство, которое определяет политику в этой сфере, уже начало изменение законодательства, понимая, что впереди лавина банкротств, и собираясь, как я предполагаю, оттяпать максимум ресурсов для дальнейшего перераспределения между своими. (Поправки в закон о банкротстве подготовило Минэкономразвития, предполагается, что они вступят в силу с 2021 г. Минэкономразвития предлагает ввести возможность реструктуризации долгов и оставить только две процедуры – реабилитацию и ликвидацию предприятия – и отказаться от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления). Значит, те бизнесы, которые успеют привлечь лучшего арбитражного управляющего, договориться с частью кредиторов до критической даты, возможно, сохранят часть ресурсов. Одной из первых весточек было объявление о закрытии магазинов «Спортмастер». Исходя из их действий, понятно, что это первые срочные шаги к серьезной реорганизации.

Начнутся жестокие схватки за государственные закупки. Анализ данных за 2019 г. показал, что реальная доля конкурентных госзакупок снижается – несмотря на кажущееся повышение их прозрачности и открытости.

Сейчас платежеспособность скорее сохранится в государственном секторе – туда максимально и устремится бизнес. Из-за кризиса на всех заказов явно не хватит, что приведет к неприкрытой войне, с вбросом компромата, попытками подкупа, срывом процедур закупок.

Вот некоторые действия, которые бизнесу стоит предпринять, чтобы не погибнуть в начавшейся конкурентной войне.

Не рассчитывать на помощь государства, так как помощь, может, и предоставят, но придет она или слишком поздно, или в слишком малом размере.

Срочно, не дожидаясь официального разрешения на полноценную работу, провести ревизию имеющихся сил и средств с прицелом на реальные бизнес-войны.

Готовить вторую и третью линии обороны. Как вариант, это новые сферы деятельности или новые способы ведения бизнеса.

И желаю вам выжить в эти тяжелые времена.