Показательные выступления мусора

Новая схема обращения с отходами противоречит логике реформы

Мусорная реформа снова на слуху в России – чиновники обсуждают проект федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), которая должна регулировать все мусорные потоки в стране. Нынешний этап реформы едва ли можно считать последовательным развитием того, что началось в 2014 г., – прежде всего из-за разницы в целях.

Первый проект федеральной схемы обращения с ТКО, разработанный госкомпанией «Российский экологический оператор» (РЭО), одобрила 27 апреля зампред правительства Виктория Абрамченко, координирующая национальный проект «Экология».

Газета «Коммерсанть» проанализировала документ и написала 20 мая, что минимум за 101 млрд руб. предполагается построить и реконструировать 868 мусорных объектов (700 новых), включая 148 предприятий по сжиганию мусора (это без планов «Ростеха» построить еще 25 мусоросжигательных заводов), а также 351 мусорный полигон (253 новых). Предприятий переработки мусора среди новых объектов не более десяти, пишет «Коммерсантъ». 

Сейчас документ обсуждается с заинтересованными чиновниками, финальный вариант планируется утвердить осенью после согласования с регионами, писала «Российская газета». Возможно, что-то в нем изменится (лоббисты в мусорной сфере сильны), но основа останется. А она противоречит общей логике мусорной реформы.

Начатая в 2014 г., она должна была создать в стране отрасль обращения с ТКО, в которой выработка отходов снижается, переработка – растет. В закон «Об отходах производства и потребления» были приняты поправки, которые ввели приоритеты госполитики (снижение образования отходов, внедрение системы раздельного сбора, максимальный возврат отходов в производственный цикл); территориальные схемы обращения с отходами (разработать и принять их обязаны были регионы); региональных операторов мусора; экологический сбор.

Дивный новый мир (калька с европейских норм) так и не появился, законодательство правили-правили, но системный экологический кризис усугублялся. После серии мусорных протестов, полыхавших с 2017 г., в январе 2019 г. указом президента Владимира Путина появился РЭО – квазирегулятор мусорной отрасли: в его задачи правительство включило перераспределение финансирования, утверждение территориальных схем обращения с ТКО в регионах и обеспечение приоритетов госполитики в обращении с отходами.

Этому регулятору поручили создать федеральную схему обращения с ТКО, чтобы процессом можно было управлять. В федеральной мегасхеме, собранной из региональных, должны быть проанализированы потоки отходов как внутри регионов, так и между ними, чтобы обеспечить необходимое финансирование, регулирование и т. п. Но эти задачи решены своеобразно.

РЭО просто взял территориальные схемы регионов и обобщил в единый большой документ, считает эксперт проекта «Гринпис» «Ноль отходов» Алексей Киселев. Да, они «были актуализированы» регионами в 2019 г., писала «Российская газета», но суть осталась. Все российские территориальные схемы обращения заточены под свалки, сортировку смешанных отходов, сетует Киселев. Поэтому как ни обсуждай федеральную схему обращения с ТКО, она все равно не соответствует заявленным приоритетам государственной политики обращения с отходами, считает эколог. В ней нет, в частности, предотвращения образования отходов, нет и повторного использования отходов, нет целевых показателей по ним. Поэтому федеральная территориальная схема обращения с ТКО так же не соответствует законодательству об отходах, уверен Киселев.

Измениться что-то к лучшему может, если сначала регионы изменят свои схемы, говорит Киселев, но вряд ли они это сделают до осени, если вообще захотят. Регионы отвечают за обращение с отходами, но в основном небогаты, поэтому и делают ставку на мусорные полигоны – денег на мусоросжигательные заводы у них нет. Они могли бы в принципе вводить высокотехнологичную переработку, сортировку, но ждут указаний из центра, как действовать, сетует Киселев.

А центр в лице РЭО решает, похоже, просто централизовать управление отходами, сделав ставку на печи для мусора и свалки. Заявления Кремля о снижении количества отходов остаются благими декларациями (последний раз президент Путин говорил о необходимости кардинально снизить количество отходов на полигонах и ввести раздельный сбор мусора в послании 15 января). Противоречие между законом, словами Владимира Путина и действиями чиновников можно объяснить десинхронизацией управленческих процессов в стране, но, возможно, дело в том, что президент это говорит россиянам для поддержания собственного имиджа, а чиновники действуют, чтобы справиться с отчетностью президенту: надо выполнить показатели нацпроекта «Экология», потому и приравняли сжигание отходов к переработке.

Не исключено, что нынешнее положение дел с отходами зацементируется надолго. Будет сжигание, либо свалка, либо то и другое. На свалку будут свозить также и отходы сжигания. От этого будет хуже не только экологии, но и экономике: в перспективе справляться с увеличением количества отходов будет куда дороже, чем предотвращать их появление.