Венчурное следствие

Своеобразно понятая защита государственных денег нанесла удар по инновациям

Дело против гендиректора государственной Российской венчурной компании (РВК) Александра Повалко насторожит иностранных инвесторов и добавит скепсиса в отношении к инновациям в России.

Гендиректору РВК следователи Следственного комитета вменяют в вину, что госкомпания не погасила досрочно заем, выданный ею в 2012 г. на срок до 2022 г. своей же дочерней фирме Soft Machines Inc – за пять лет до вступления Александра Повалко в должность, рассказал РБК его адвокат Георгий Антонов. Следствие расценило это как «халатность», Гагаринский районный суд столицы 5 июня отправил гендиректора РВК под домашний арест по обвинению в злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК).

В поддержку Повалко выступил основатель Qiwi Сергей Солонин, а гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс поручился в суде за Повалко как за одного из самых высокопрофессиональных руководителей в инновационной сфере России. Директор учрежденного по предложению Владимира Путина Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов написал у себя на странице в Facebook, что руководители и топ-менеджеры венчурной индустрии в России и прежде боялись лишний раз принять рисковое или непопулярное решение, а теперь и вовсе прекратят их принимать.

Дело государственной РВК для слабого венчурного рынка в России не открыло принципиально ничего нового. Те, кто занимается венчурными инвестициями в государственных компаниях в России, прекрасно понимают, на какие риски они идут: в венчурной индустрии 90% денег расходуется впустую или почти впустую, зато оставшиеся 10% могут принести сверхприбыль, покрывающую все затраты с лихвой; но для российских правоохранителей это не аргумент – немыслимо, чтобы государство теряло что бы то ни было.

Правда, в марте правительство одобрило законопроект о праве на риск при венчурном инвестировании с использованием бюджетных средств (неудачная реализация не будет автоматически означать нецелевое использование инвестиций), а сама фабула обвинения Повалко выглядит абсурдно и не свидетельствует о каких-либо финансовых потерях. Со стороны дело РВК выглядит так, будто там очень понятная база под тем, что Повалко невиновен, говорит директор финансового центра «Сколково» – РЭШ Олег Шибанов.

Но даже если дело ограничится демонстративной проверкой Повалко, без последствий оно не останется. Создать венчурный хаб, куда бы со всего мира приезжали сильные компании, только на государственных деньгах очень сложно. Это и на корпоративных деньгах, когда компании внутри себя пытаются работать с венчурными идеями, сделать непросто. Очень важно в обоих случаях, чтобы приходили внешние инвесторы, замечает Шибанов.

Риски претензий от властей – стандартная проблема для государственных венчурных фондов в любой практически стране. Но в России мнение силовиков, трактующих ошибку и даже просчет в инвестициях как преступление, оказывается сильнее, чем мнение других секторов экономики. После дела РВК внешние иностранные инвесторы еще меньше, вероятно, захотят связываться с российским рынком, предполагает Шибанов. Хуже венчурный рынок в России, возможно, не станет – но проблемы с его улучшением точно возникнут. 

Для венчурных компаний инновации – не просто способ заработать сверхприбыль на принципиально новых технологиях, но и способ создать среду, которая притягивает такие технологии, людей и компании с инновационным поведением. С этим в России весьма сложно: российские предприятия инновационным настроем не отличаются, активны всего 9% из них, говорится в Индикаторах инновационной деятельности Высшей школы экономики за 2019 г. Опрос наемных сотрудников, проведенный в 2019 г. для Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Высшей школы экономики, показал, что лишь 6,3% готовы выдвигать новые идеи, говорится в докладе социологов Алены Нефедовой и Марины Чернышевой, представленном на XXI Апрельской международной научной конференции. Хуже всего с инноваторами в армии, правоохранительных органах и госбезопасности – там их всего 0,4%.

Дело РВК – это еще один сигнал всей стране от силовиков, что инновации властям в России если и нужны, то в основном для контроля за людьми – вроде приложений «Социальный мониторинг» или разрабатываемого «Мигранта». И не беда, что работают эти приложения, мягко говоря, не лучшим образом. А раз так, то компании и люди делают рациональный выбор инновациями не заниматься.