Туристическая переориентация

Как снизить потери туристической отрасли от эпидемии
РИА Новости

Страны с развитым туристическим сектором несут значительные потери из-за резкого снижения количества поездок вследствие эпидемии коронавируса. В странах с большим населением и традициями внутреннего туризма они могут быть частично возмещены за счет переориентации путешественников. В России это возможно в случае повышения качества инфраструктуры и услуг.

Эксперты ВШЭ подсчитали возможные потери стран, специализирующихся на туризме. Предыдущие 10 лет стали периодом стремительного роста отрасли. В 2009–2019 гг. число международных туристов и доходы от них выросли в 1,6 раза до 1,46 млрд человек в год и $1,5 трлн соответственно.

Велик риск, что отрасль из-за пандемии коронавируса и мер борьбы с ней будет отброшена на 20–30 лет назад. По оценкам Всемирной туристической организации, международный турпоток в 2020 г. при оптимистическом сценарии выхода из эпидемии сократится в 2,4 раза, при пессимистическом – в 4,6, доходы от него – в 2,6 и 4,8 раза соответственно. Потерять работу может до 120 млн человек.

Гранды отрасли – Франция, Испания, Италия и Германия – пострадают менее существенно. Вклад туризма в их экономику не превышает 5–6%, они могут переориентироваться на путешествующих внутри страны, компенсировав потери отрасли от сокращения международного туризма примерно наполовину, до 20–30%.

Более серьезными могут быть потери Хорватии, Черногории и Греции, где доля туризма в ВВП достигает 10,4% а в занятости – 10,1%. В этих странах (особенно в Черногории) из-за небольшой численности населения возможности внутреннего туризма ограниченны. Туристическую отрасль Балкан придется спасать с помощью бюджета национальных государств и ЕС. Альтернатива – быстрое восстановление турпотока и снятие ограничений – чревата новым витком эпидемии.

Наиболее чувствительными потери от сокращения туризма могут оказаться в островных государствах (Багамы, Сейшелы и Мальдивы), где его вклад в ВВП колеблется от 20 до 32%, а большая часть продуктов – импорт, закупаемый за счет туристических доходов. Властям этих государств, вероятно, придется обращаться за помощью к мировым финансовым организациям.

У России есть шанс воспользоваться ситуацией для туристического импортозамещения и развития внутренних маршрутов. Однако для этого нужен рост качества услуг, чтобы привлечь соотечественников, привыкших к заграничному комфорту, а также восстановление доходов населения, без него потенциальные туристы останутся дома и на дачах.