Чем опасна диктатура безопасности

Игнорирование интересов технологических компаний в угоду сиюминутным соображениям безопасности может дорого обойтись государству
В конечном итоге выбор между экономическим ростом и безопасностью во многом иллюзорен

В России продолжают обсуждаться и реализовываться многочисленные инициативы по усилению регулирования и контроля над интернетом. У большей части есть вполне понятное рациональное зерно с точки зрения обеспечения безопасности. Но практически во всех случаях у этих мер есть и весьма ощутимые негативные экономические последствия: одни только слухи о предлагаемых законодательных мерах по ограничению доли иностранцев в значимых интернет-ресурсах приводили к колебаниям в цене акций того же «Яндекса», что обошлось компании в миллионы долларов.

Само по себе ужесточение регулирования – общемировой тренд. Интернет, долго считавшийся во всем мире территорией свободы, начал играть слишком важную роль в жизни людей, а вопросы безопасности, антимонопольного регулирования, доступа к персональной информации, манипулирования общественным мнением стали слишком важными, чтобы власти могли позволить себе продолжать их игнорировать. В России сегодня соображения безопасности явно превалируют и над экономическими последствиями, и тем более над вопросами защиты частной информации.

При этом возможность доступа государства к чувствительной личной информации сама по себе может иметь важные негативные экономические последствия. Зная, что они могут стать объектом слежки, пользователи могут начать в целом меньше доверять интернету. Так, после того как Эдвард Сноуден в июне 2013 г. придал огласке масштабы программ по слежке американских спецслужб за коммуникациями как своих, так и иностранных граждан, пользователи стали с меньшей вероятностью делать поиск в Google по ключевым словам, которые можно было отнести к «чувствительным» темам. Причем почти на 5% сократилось и количество запросов по ключевым словам, связанным, например, с вопросами здоровья, которые вряд ли представляли опасность для национальной безопасности, но были важными с точки зрения приватности. Такая самоцензура не только лишала людей важной информации о своем здоровье, но и вела к прямым экономическим потерям, из-за того что фармацевтические компании лишились возможности таргетировать релевантную рекламу для части пользователей.

Еще более очевидный экономический ущерб имеет риск нарушения коммерческой тайны. Опросы, проведенные сразу после откровений Сноудена, показали, что информация о слежке спецслужб нанесла серьезный удар индустрии облачных вычислений. 10% опрошенных за пределами США сказали, что они уже закрыли проекты, связанные с облачными вычислениями в Штатах, а 56% указали, что с меньшей вероятностью будут пользоваться услугами американских провайдеров облачных вычислений в будущем. При этом в России эти негативные экономические эффекты, скорее всего, окажутся еще выше, так как в США и Европе граждане и компании хоть в какой-то степени могут рассчитывать на защиту своих интересов со стороны судебной системы. В России же никто таких иллюзий не испытывает.

Обманчивый пример для подражания для некоторых российских чиновников и депутатов – Китай, где введены драконовские ограничительные меры против многих крупных зарубежных интернет-компаний. При этом именно они во многом позволили вырасти и превратиться в ведущие технологические компании таким гигантам, как Alibaba, Tencent или Baidu. Но полуторамиллиардное население Китая делает возможным построение полноценных интернет-компаний, ориентированных исключительно на внутренний китайский рынок. Российский же рынок в 10 раз меньше, так что любые попытки построить железный занавес в интернет-пространстве и ограничить отечественные компании локальным рынком приведут к полной потере их конкурентоспособности.

В ближайшее время всем странам придется решать непростой вопрос о поиске баланса между соображениями безопасности, выгодами от доступа к информации, защитой приватности и бизнес-интересами. Но особенно в России важно не забывать, что в конечном итоге выбор между экономическим ростом и национальной безопасностью во многом иллюзорен. В долгосрочной перспективе именно экономическое развитие является ключевым фактором, который обеспечивает эту самую национальную безопасность и служит гарантией сохранения суверенитета. И игнорирование интересов ведущих технологических компаний в угоду сиюминутным соображениям безопасности может очень дорого обойтись всему государству уже в недалеком будущем.

Автор — ректор Российской экономической школы