Подарите «Ведомости»
Номер 24 от 24 мая 2018
Партнер проекта «ВТБ»

Финтех: «пиджаки» против «джинсов»

Как банкиры возглавили цифровую революцию

Еще несколько лет назад многие ждали, что небольшие, но гибкие и быстро развивающиеся финтех-стартапы если не заменят классический банкинг, то уж точно заставят традиционных игроков заметно потесниться. Но пока в авангарде революции в финансах не «парни в джинсах», а «господа в костюмах».

43% жителей крупных российских городов за полгода воспользовались хотя бы двумя финтех-услугами, говорится в исследовании проникновения финансово-технологических услуг, которое ежегодно проводит EY, за 2017 г. (подробнее о методике см. врез). В Москве и Санкт-Петербурге эта цифра еще выше – 46%, причем за год она выросла сразу на 11 п. п. Только 12% жителей российских миллионников никогда не пользовались финтех-услугами.

Российские мегаполисы обгоняют по уровню проникновения финтех-услуг не только США (33%, это также медианное значение для 20 рынков, включенных в исследование) и Сингапур (23%), но и крупнейший мировой финансовый центр – Великобританию (42%). Уступает Россия только Китаю (69%) и Индии (52%).

Но кто оказывает эти услуги и значит ли это, что традиционным банкам пора потесниться?

Волноваться ли большим?

Финтех-компании заставили потребителей пересмотреть свои ожидания от поставщиков финансовых услуг, установили новую, более высокую планку. Им удалось задать тон – теперь они определяют направление, форму и скорость инноваций практически в каждом сегменте финансовых сервисов, говорится в исследовании Всемирного экономического форума «За пределами финтеха: прагматическая оценка прорывного потенциала в финансовых услугах», опубликованном в 2017 г.

В 2017 г. EY включала в исследование 17 услуг в пяти категориях: денежные переводы и платежи в режиме онлайн, финансовое планирование, накопление и инвестиции, денежные займы, а также страхование. При этом не важно, какая организация оказала человеку такую услугу.
Глобальное исследование проводилось в 2017 г. в 20 странах, опрошенные потребители репрезентативно отражают структуру онлайн-активного населения в каждой стране.

Они изменили способы структурирования, представления и потребления финансовых услуг, но не смогли стать доминирующими игроками на рынке или серьезно повлиять на конкурентный ландшафт, констатировали авторы исследования. Они переоценили готовность клиентов отказаться от услуг традиционных поставщиков финансовых услуг. У многих финтех-компаний были амбиции обогнать традиционных финансовых игроков, но в результате, после попыток преодолеть эффект масштаба и добиться принятия клиентами, они перешли к построению партнерских отношений.

Для исследования, которое проводилось совместно с Deloitte, были опрошены руководители нескольких десятков крупнейших банков, платежных систем, консалтинговых компаний и других участников рынка.

Глобальные выводы подтверждают и данные EY о поведении российских потребителей. «Традиционные банки имеют большие перспективы и могут сохранять в ближайшее время относительное спокойствие – взаимосвязь с ними даже у финтех-пользователей не прерывается», – указывает EY. 64% респондентов использовали телефонную линию поддержки своего банка за последние полгода, 98% посетили банк, 75% хотя бы раз в неделю обращаются к онлайн-ресурсам своего банка. Финтех-пользователи гораздо лояльнее к своему основному банку, в котором они получают консультации по вопросам, связанным с личными финансами, резюмирует EY.

Google вместо финтеха

Основную конкуренцию традиционным финансовым институтам в ближайшие годы составят IT-гиганты вроде Facebook, Google и Amazon благодаря лидерству в ключевых для финансового рынка технологиях – облачных вычислениях, искусственном интеллекте и аналитике больших данных, указывают авторы исследования Давосского форума.

Финансисты осознают, что основной тренд сейчас – предоставление услуг в нужное время и оптимальным для клиента способом. Преимущество у того, кто контролирует значительную часть ежедневного взаимодействия клиентов друг с другом и с поставщиками услуг, – он может конвертировать свой контроль в доход, причем не важно, через рекламу или финансовые транзакции. «Развитие технологий формирует новые ожидания клиентов, и это создает предпосылки для возникновения принципиально новых способов предоставления и потребления финансовых услуг, – рассуждает начальник управления цифровой трансформации ВТБ Алексей Чубарь. – Сегодня уже привычной стала возможность оплаты телефоном или часами, возможно, завтра будет достаточно только биометрии, при этом удобство клиента всегда будет находиться в разумном балансе с обеспечением безопасности операций». Важно, по его словам, что современный повседневный опыт клиентов повышает их требования к качеству банковских сервисов: они не готовы ждать, мириться с некачественным обслуживанием и переплачивать.

Банкиры трансформируют свой бизнес, чтобы остаться в игре. Так, многие российские банки за последние три года внедрили анализ больших данных и предиктивную аналитику, технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, биометрическую аутентификацию, облачные технологии, тестируют и пилотируют проекты, связанные с распределенными реестрами.

Объединиться, чтобы конкурировать

Технологическая революция в финансовой отрасли привела к консолидации конкурентов. Для разработки и внедрения новых технологических решений сначала крупнейшие мировые банки, а вслед за ними и российские игроки стали объединяться в консорциумы.

«Я думаю, угрозы, что банки проиграют финтеху, не подтверждаются. Банки сегодня, наоборот, сами стали драйверами цифровых методов работы и цифровой экономики»
Президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин
Интервью телеканалу «Россия 24», февраль 2018 г.

Первым таким объединением стал консорциум R3 CEVLLC, в который на старте вошли девять крупнейших мировых финансовых организаций: Barclays, BBVA, Common Wealth Bank of Australia, Credit Suisse, Goldman Sachs, JPMorgan & Co., Королевский банк Шотландии, State Street Corporation и UBS. Здесь разрабатываются и тестируются решения на базе технологии распределенных реестров (блокчейн). Сейчас в R3 входит несколько десятков участников, не исключает присоединения (хотя и не ведет пока прямых переговоров) и российский банк ВТБ. Параллельно IT-гигант IBM создал проект Hyperledger, объединивший более сотни технологических и финансовых компаний (в их числе – Cisco, Fujitsu, Hitachi, Intel, JPMorgan, SWIFT, Wells) – тоже для поиска решений на основе блокчейна.

В России в 2016 г. под эгидой ЦБ была создана Ассоциация «Финтех», учредителями которой стали лидеры российского рынка – ВТБ, Сбербанк, Альфа-банк, Газпромбанк, банк «Открытие», «Киви банк» и НСПК.

Ассоциация «Финтех» занимается разработкой и внедрением новых технологических решений для российского финансового рынка. Основные направления ее деятельности – идентификация, аутентификация и управление цифровой идентичностью; развитие розничного платежного пространства; внедрение открытых API (интерфейсов прикладного программирования для обеспечения доступа провайдеров услуг к финансовой инфраструктуре) и технологии распределенного реестра.

Что уже сделано в этих четырех направлениях в России?

* Биометрия будущего

С 1 июля 2018 г. в России будет запущена единая биометрическая система, которая позволит банкам идентифицировать клиентов удаленно, без визита в офисы. Крупнейшие игроки рынка готовились к этому несколько лет. Так, ВТБ одним из первых на рынке начал тестировать двухфакторную биометрическую модель распознавания клиентов в обновленном мобильном приложении. «Система ВТБ сравнивает большое количество параметров голоса (тембр, скорость произношения и другие особенности), устанавливает схожесть эталонного фото и пользователя и также определяет, реальный ли человек пытается пройти аутентификацию, по мимике», – рассказывает Чубарь.

Подготовка к запуску единой биометрической системы идентификации ведется по двум направлениям: съем биометрических шаблонов в офисах и использование уже снятых шаблонов для принятия клиента на обслуживание в дистанционный канал, а также доработка систем для запуска, рассказывает зампред правления Совкомбанка Алексей Панфёров. «Сейчас мы тестируем различные сценарии биометрической верификации», – добавляет зампред правления «Хоум кредит банка» Сергей Щербаков.

* Быстрые платежи

Второе ноу-хау – это система быстрых платежей, к которой уже в следующем году планируется подключить все российские банки. Эта платформа сделает возможным мгновенные переводы между ее участниками без посредников – традиционных платежных систем. Платежи можно будет осуществлять через интегрированные с этой платформой и платежной системой ЦБ онлайн-сервисы и мобильные приложения. Тестирование системы начнется уже в ближайшее время (сначала будут доступны p2p-переводы, позднее – переводы между физическими и юридическими лицами).

Именно в этом сегменте технологический бум будет самым заметным, уверены эксперты EY. По их прогнозам, объем проникновения новых технологий в этом секторе в мире составит 87,8%, а в России – все 96,3%. Этот тезис поддержал и российский регулятор в своем документе «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 гг.».

* «Открытый банкинг»

Open API – это предоставление открытого доступа к интерфейсу прикладного программирования сторонним разработчикам. Эту концепцию активно развивают мировые технологические гиганты (Amazon, Uber, Google, Visa). Но и на российском рынке есть уже успешные проекты – в частности, Единая платежная платформа группы ВТБ позволяет партнерам дистанционно подключаться к процессингу банка, встраивать финансовые сервисы в собственные приложения, а Альфа-банк в рамках своего мероприятия по поиску перспективных финтех-стартапов Alfa Camp предоставляет участникам открытый доступ к своим API.

Но широкого распространения «открытый банкинг» на российском рынке пока не получил. Одна из преград – опасения за безопасность конфиденциальной информации. «Данные по транзакционной активности клиентов или суммам средств на их счетах могут быть использованы как во благо (например, для создания умных PFM), так и для мошеннических и фишинговых операций», – напоминает директор департамента IT-развития банка «ФК Открытие» Олег Зайцевский. «Многие компании пока не нашли качественную стратегию монетизации и развития своих OpenSource-продуктов. Это приводит к отсутствию ожидаемых результатов и разочарованию в технологии», – говорит представитель Сбербанка.

И все же Россия нацелена на развитие этого направления, приоткрывая законодательство для определенных сценариев взаимодействия банков и технологических компаний (по мере тестирования сценариев на практике меняется и законодательная база). «Поскольку это требует исследования ряда новых рисков, то этот процесс требует времени. Тем не менее этот подход в конечном итоге позволяет нам двигаться вперед быстрее по сравнению с теми, кто сначала создает футуристические концепции взаимодействия банков и клиентов в «футуристической технологической среде», а потом сталкивается со сложностями по их внедрению», – указывает руководитель направления Open API Ассоциации «Финтех» Евгений Голод.

* Реестр доверия

Ассоциация «Финтех» два года занимается разработкой и развитием платформы мастерчейн – открытой сети обмена и хранения финансовой информации. По сути, это первый легальный публичный блокчейн в России. «Важным элементом реализации мастерчейна является использование российской криптографии. Это может существенно упростить создание общих решений в рамках всего финансового сектора», – констатирует Чубарь.

На базе мастерчейна сейчас реализуется четыре глобальных проекта – все они находятся на стадии разработок, пробных запусков или пилотов.

Во-первых, децентрализованная депозитарная система для учета закладных, формирование облаков для распределенного хранения электронных закладных и движений по счетам-депо в депозитариях. Во-вторых, KYC (Know Your Customer) – обмен информацией о физлицах между банками – участниками системы при сохранении банковской тайны и персональных данных с целью предотвращения мошенничества. В-третьих, создание цифрового аккредитива. И наконец, распределенный реестр цифровых банковских гарантий – универсальный сервис для выдачи и проверки подлинности банковских гарантий в электронном виде.

Как машины следят за нами

В сентябре 2017 г. в ВТБ был запущен пилотный проект по применению продвинутых алгоритмов машинного обучения с участием департамента рисков и внешнего вендора. Проект позволяет более точно прогнозировать дефолты клиентов банка и спрос на банковские продукты, объясняет Чубарь. В ближайшее время он будет запущен в эксплуатацию. «Проект подтвердил перспективность используемых подходов. В будущем мы ожидаем увидеть положительный эффект на финансовые результаты банка», – отмечает он.
С декабря 2017 г. в ВТБ действует система биометрической идентификации по голосу для состоятельных клиентов: в начале разговора, пока сотрудник колл-центра выясняет суть обращения, голос клиента в фоновом режиме сравнивается с эталоном – в результате оператор видит «светофор» совпадения голоса. Планируется, что в III квартале 2018 г. голосовая биометрия будет внедрена для всех клиентов банка.
Система предотвращения мошенничества в ВТБ работает на основе машинного обучения и учитывает не только детали конкретного платежа, события или последовательности операций, например, по карте, но и активность клиента в других каналах. Для каждой операции система в режиме онлайн проводит оценку вероятности мошеннического события, при этом модель постоянно переобучается по истории предыдущих операций, в том числе мошеннических.
До конца 2018 г. ВТБ планирует запустить чатбот для розничных клиентов и интегрировать его с мессенджерами. А уже сейчас разговоры клиентов с колл-центром переводятся в текст и анализируются по заранее сформированным правилам – это позволяет эффективнее анализировать обратную связь (в том числе и эмоциональную окраску разговора – например, чтобы проверить, соблюдает ли оператор стандарты).

СвернутьПрочитать полный текст

Цифровизация регулирования

Регулирование финансового сектора с развитием технологий становится все сложнее, поэтому появляется спрос на технологические решения, которые позволяют эффективно выполнять требования регуляторов и управлять рисками. Такие решения получили общее название RegTech (regulatory technology). Thomson Reuters прогнозирует, что объем рынка RegTech к 2020 г. в мире составит более $120 млрд.

Первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова в феврале заявила, что создана рабочая группа по RegTech, которая должна решить, какие проекты тестировать. Регулятор, по ее словам, в RegTech намерен двигаться в направлении использования big data и применения искусственного интеллекта внутри кредитных организаций, а также роботизации.

В конце 2017 г. Thomson Reuters опубликовало исследование, в ходе которого было опрошено более 100 представителей банков, небанковских кредитных организаций, консультантов, поставщиков оборудования и IT-систем. 72% его участников признают ценность RegTech-решений для своего бизнеса. Но 33% респондентов назвали главным препятствием для развития этого направления в России высокий уровень административных барьеров, а 26% признали, что стоимость таких решений слишком высока. Но преодолевать все эти барьеры рынку в любом случае придется, ведь Банк России уже объявил RegTech одним из наиболее приоритетных направлений, в том числе и в «Основных направлениях развития финансовых технологий на период 2018–2020 гг.». &

Текст: Мария Кузнецова

Вернуться к номеру