Объединяй и властвуй

Как крупнейшее M&A на российском рынке помогает ВТБ экономить 15 млрд рублей в год
Максим Стулов / Ведомости

Рост консолидации российского банковского сектора эксперты прогнозировали еще в 2014 г. В частности, международное рейтинговое агентство Moody’s предупреждало: в условиях замедления роста экономики потенциал органического роста банковского рынка ограничен. А значит, банки должны искать варианты синергии и экономии благодаря масштабам бизнеса. И действительно, в 2014–2017 гг. в банковском секторе шли два параллельных процесса: слабые и недобросовестные игроки уходили с рынка, а работоспособные – консолидировали активы.

В 2017 г. состоялась крупнейшая такая сделка: «ВТБ 24», крупнейший розничный банк в России с активами 3,64 трлн руб., был присоединен к головному банку группы ВТБ. Это присоединение можно считать финальным аккордом в серии присоединений дочерних банков ВТБ в России. В марте 2011 г. к ВТБ был присоединен банк «ВТБ – Северо-Запад» (бывший Промстройбанк), в ноябре 2013 г. – приобретенный у РЖД Транскредитбанк, в 2016 г. – Банк Москвы. Но по масштабу присоединение «ВТБ 24» стало беспрецедентным.

Принципиальное решение об объединении банков ВТБ и «ВТБ 24» было принято осенью 2016 г. «Это позволит нам существенно сократить управленческие издержки. На мой взгляд, повысит уровень управления и синергию от деятельности банка», – объяснял необходимость консолидации осенью 2016 г. в интервью телеканалу «Россия 24» предправления ВТБ Андрей Костин.

С 1 января 2018 г. банки стали работать под общим брендом. Перед группой стояла задача оптимизировать издержки за счет сокращения дублирующих функций персонала, трансформировать региональную сеть и повысить кросс-продажи внутри бизнес-подразделений. «У универсального банка более эффективная бизнес-модель – благодаря увеличению объема продаж за счет более четкого взаимодействия всех бизнес-линий», – объясняет зампред правления ВТБ Анатолий Печатников.

На момент объединения у розничного бизнеса ВТБ было 11,5 млн активных клиентов. Объем клиентских средств составлял 3,2 трлн руб. В 2017 г. объединенная розница ВТБ показала результат лучше рынка: так, рост вкладов по итогам года по всей системе составил 7,4% (+1,787 трлн руб.), а группы ВТБ – 19,2% (+ 404,5 млрд руб.). «В этом году мы ставим задачу увеличить объем клиентских средств на 20%, что также будет существенно выше темпов рынка, и считаем ее вполне реалистичной», – говорит Печатников.

Чтобы повысить эффективность объединенной розницы, ВТБ существенно трансформирует ее структуру. Сейчас розничный бизнес группы – это 12 самостоятельных подразделений: управление продуктами, ипотека, автобизнес, private banking, CRM, эквайринг и др. На лето запланирован следующий этап реорганизации – в банке ВТБ будет создан единый центр розничной методологии и единый центр продуктовой экспертизы.

«Совокупная экономия от всей консолидации составит около 18 млрд руб. в год. Это 15% от чистой прибыли, которую банк получил за 2017 г. по МСФО»

Такая трансформация должна позволить банку выполнить амбициозные задачи в части как кредитования, так и повышения динамики привлечения клиентских средств. В первую очередь ВТБ планирует быть активнее в привлечении зарплатных клиентов. Так, в 2018 г. планируется увеличить портфель зарплатных карт на 2,5 млн. «В прошлом году мы впервые выполнили годовые планы по привлечению зарплатных клиентов (порядка 2 млн счетов) во многом именно благодаря решению по объединению розничных бизнесов группы, – говорит Печатников. – Зарплатные проекты – стратегическое направление бизнеса для нашего банка».

Существенно быстрее рынка ВТБ намерен расти в традиционных для себя сегментах: в этом году планируется увеличить ипотечный портфель на 21,7%, портфель автокредитов – на 19%, по кредитам наличными – на 16,7%, по кредитным картам – на 10%. Это позволит удержать чистую процентную маржу на уровне 4%, обещал зампред правления ВТБ Герберт Моос, представляя МСФО банка за 2017 г. По его словам, за два последних года доля розницы увеличилась с 20 до 25% и тенденция роста должна сохраниться.

Первые итоги работы объединенного банка ВТБ уже подтвердили правильность выбранной стратегии. По итогам I квартала 2018 г. продажи кредитов ВТБ выросли на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Общий объем выданных розничных кредитов составил 246,2 млрд. Львиную долю выдач обеспечили кредиты наличными – 134,8 млрд руб. На 2-м месте по объему выдач – ипотечные кредиты. За три месяца банк предоставил ипотечных кредитов на 98 млрд руб. Ипотечный портфель по состоянию на 1 апреля составил 1,12 трлн руб. По программам автокредитования ВТБ выдал около 15 млрд руб.

Банк рассчитывает, что синергия не только повысит эффективность продаж, но и существенно сократит административно-управленческие расходы – экономия может составить около 15 млрд руб. в год. В первую очередь за счет сокращения сотрудников с дублирующими функциями и оптимизации филиальной сети.

Впрочем, размер экономии в будущем будет больше на 3 млрд руб. за счет консолидации европейских «дочек» ВТБ. Перед Новым годом группа ВТБ завершила процесс создания панъевропейского банка с единой банковской лицензией на базе «дочки» во Франкфурте за счет присоединения к ней австрийского и французского банков ВТБ. То есть совокупная экономия от всей консолидации составит около 18 млрд руб. в год. Это 15% от чистой прибыли, которую банк получил за 2017 г. по МСФО. &

Текст: Юлия Иванова