Подарите «Ведомости»
Номер 30 от 10 сентября 2018
Партнер проекта «Севергрупп ТалентТех»

Общество 3.0 и индустрия 4.0

Как будут меняться мир, образование и профессии

Четвертая промышленная революция меняет не только экономику в целом и рынок труда, но и общество: будущее за теми, кто сумеет сохранить и развить уникальные умения и навыки, доступные только человеку, и научится эффективно взаимодействовать с технологиями

Как изменится мир

Главное изменение ближайших лет – людей на Земле станет еще больше и они будут становиться все старше. Сейчас на Земле живет 7,6 млрд человек, к 2030 г. это будет 8,6 млрд, а к 2100 г. – уже 11,2 млрд человек, ожидает ООН (последний раз организация обновляла прогноз в 2017 г.). Главную роль сыграет не прирост рождаемости, а увеличение продолжительности жизни: средний человек в 2100 г. будет жить до 83 лет – на 12 лет дольше, чем сегодня.

С увеличением ожидаемой продолжительности жизни в мире станет больше людей старшего возраста: в 2017 г. на 10 человек трудоспособного возраста приходилось 3,5 тех, кому больше 65 лет, а к 2030 г. это соотношение будет уже 10 к 5, ожидает Международная организация труда (МОТ; ООН считает трудоспособными тех, кому от 25 до 64 лет). Средний возраст работников к 2050 г. вырастет до 41 года – в первую очередь за счет Европы и Восточной Азии (особенно Китая) – с сегодняшних 40 лет.

Одна из главных мировых проблем – неравный доступ к образованию: по меньшей мере 750 млн взрослых (15% населения Земли) не имеют базовых навыков грамотности, 264 млн детей не посещают школу, из них 100 млн совсем не умеют читать, свидетельствуют данные ЮНЕСКО за 2017 г.

Как оценить образование

Образование тесно связано с уровнем дохода. В российской Концепции непрерывного образования говорится, что увеличение средней продолжительности образования взрослого населения на один год в долгосрочной перспективе ведет к увеличению экономического роста на 3,7%, а доходов на душу населения – на 6%. ЮНЕСКО указывает, что в 139 странах мира норма рентабельности каждого дополнительного года обучения составляет 9,7%.
Измерять экономический эффект от образования через доход первым предложил нобелевский лауреат по экономике Гэри Беккер. Для определения дохода от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, Беккер предложил вычитать пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. К затратам он относил прямые затраты (оплата обучения и др.) и «потерянные заработки» – доход, недополученный учащимися за годы учебы. Сопоставление выгод и издержек образования дало возможность подсчитать рентабельность вложений в человека.

Но именно образование – один из главных факторов роста экономики. Если развивающиеся страны с помощью реформ смогут в 2018–2027 гг. в среднем увеличить число выпускников средних школ на 5%, охват населения средним, профессиональным и высшим образованием – на 7%, а ожидаемую продолжительность жизни – на 2,5 года, то потенциальный рост ВВП в них увеличится на 0,2 п. п., указывали экономисты Всемирного банка в последнем отчете о перспективах развития мировой экономики.

Общий охват высшим образованием – т. е. доля тех 24–29-летних, кто проучился в учреждении высшего образования не меньше четырех лет, – в мире удвоился: со 100 млн учащихся в 2000 г. до 207 млн в 2014 г. В относительном выражении доля выросла с 20 до 34%. Но неравенство между странами и внутри них по-прежнему остается огромным, отмечают эксперты ЮНЕСКО.

Общая численность квалифицированных работников, получивших образование в течение девяти или более лет, вырастет до 2,22 млрд человек к 2050 г., или на 33% по сравнению с 2011 г., ожидают экономисты Всемирного банка (население планеты за это время прибавит 40%).

Как изменится образование

Страны мира тратят на образование 4,7% объема ВВП, или 14,2% от общего объема государственных расходов, свидетельствуют расчеты ЮНЕСКО. Организация предлагает считать, что «важнейшие базовые стандарты» в этой области выполняются, если траты составляют 4–6% от ВВП или не меньше 15–20% госрасходов.

Старение населения заставляет меняться всю систему образования. Взрослым людям сложнее адаптироваться к изменениям на рынке труда и технологическим инновациям, поэтому особое значение приобретает непрерывное обучение на протяжении всей жизни (lifelong learning), указывает МОТ. ЮНЕСКО делит непрерывное образование на три сегмента: формальное образование человек получает в государственных образовательных учреждениях, неформальное (сюда же относится и корпоративное) – в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, информальным организация называет самообразование (как, например, с помощью Coursera, TED, YouTube и т. д.).

Как изменится экономика

Параллельно росту числа жителей Земли и уровня их образования происходит и тектонический сдвиг в экономике – четвертая промышленная революция. «[Она] характеризуется сочетанием технологий, которые размывают границы между физической, цифровой и биологической сферами», – объяснял в Давосе Клаус Шваб, основатель и председатель Всемирного экономического форума (WEF) и автор книги «Четвертая промышленная революция». Другое название этой концепции – «Индустрия 4.0», ее основа – цифровизация промышленности. Главная ценность в новой экономике – данные, а не физические продукты, экономический рост теперь основан не на капитале и природных ресурсах, а на инновациях и человеческом воображении.

Как и три предыдущие промышленные революции, четвертая изменит рынок труда. Автоматизация заменит человеческий труд в областях, где требуется рутинная работа или тяжелая физическая сила. Лишиться заработка рискуют в первую очередь синие воротнички – рабочие, указывают эксперты McKinsey в отчете «Автоматизация, производительность и рынок труда». Потенциал полной автоматизации пока есть не более чем у 5% существующих сейчас профессий, но частичная автоматизация затронет больше половины направлений деятельности, подсчитали они. Искусственный интеллект уже сейчас способен выполнять более сложные операции и принимать решения, а значит, угроза нависла и над белыми воротничками – менеджерами, чиновниками, работниками интеллектуального труда, сказано в обзоре WEF «Будущее рынка труда».

Шваб пишет в своей книге, что один из переломных моментов четвертой промышленной революции случится, когда машины появятся в советах директоров компаний.

Как изменятся профессии

Джинни Рометти, председатель совета директоров, президент и генеральный директор IBM, называет рабочий класс будущего «новые воротнички». Они будут совмещать рабочие навыки с фундаментальными знаниями. При этом сам факт оконченного высшего образования больше не имеет значения. Почти треть сотрудников IBM, работающих в США, не имеют диплома о высшем образовании, но они прошли подготовку на базе образовательных центров компании и обладают всеми необходимыми навыками и компетенциями, говорила Рометти, выступая в Давосе. В 2016 г. она объявила, что IBM вложит в развитие сотрудников и их образование $1 млрд в течение четырех лет (в одних только США компания за это время планирует нанять 25 000 человек).

более 2/3 рабочих мест

в 2015 г. требовали среднего уровня квалификации
К 2020 г. дефицит специалистов с высшим образованием и необходимой квалификацией во всем мире составит 40 млн человек, а нехватка работников с более низким уровнем образования – порядка 95 млн человек, указывают авторы Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования.

IBM уже разработала новую образовательную систему: шестилетнее обучение сочетает традиционную программу средней школы с навыками, которые получают в колледже, с системой наставничества и практикой на рабочем месте. Такие школы называются P-Tech (Pathways in Technology Early College High Schools), в них учатся с 9-го по 14-й классы. Летом 2018 г. их окончило более 150 человек – они получили одновременно диплом об окончании средней школы и ассоциированную степень в области STEM (наука, технология, инженерия и математика).

По оценкам McKinsey, к 2030 г. из-за развития технологий от 75 млн до 375 млн человек, т. е. 3–14% от общей численности рабочей силы в мире, станут безработными или будут вынуждены сменить профессию.

Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив провели исследование «Форсайт компетенций 2030», в котором приняло участие более 2500 российских и международных экспертов. Задачей было выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. В результате был создан «Атлас новых профессий»: до 2030 г. появится 186 новых профессий и 57 исчезнет. К профессиям-пенсионерам относятся, например, бухгалтер, диспетчер, оператор госуслуг, риэлтор и журналист. Появится работа для проектировщиков робототехники, специалистов по модернизации строительных технологий, цифровых лингвистов и модераторов персональных благотворительных программ.

Работникам придется адаптироваться, приобретать новые навыки, чтобы успеть за изменениями на рынке труда. Если те, чьи рабочие места находятся в зоне риска, к 2026 г. не пройдут никакой профессиональной переподготовки, то 16% из них окажется в полном карьерном тупике. С переквалификацией (эксперты форума называют ее reskilling), по прогнозам WEF, более 95% уволенных работников смогут двигаться дальше и даже найти более высокооплачиваемую работу. В 70% случаев речь идет о переходе в новое «семейство» работ – из административной офисной работы в сферу образования, с производственных предприятий в строительный сектор.

Как изменится человек

Исследователи McKinsey в исследовании «Skill Shift: автоматизация и будущее рабочей силы» оценили, какие из 25 основных рабочих навыков останутся востребованы в будущем, на примере США и пяти европейских стран (Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании). Акцент был сделан на пяти секторах: банковское дело и страхование, энергетика и горнодобывающая промышленность, здравоохранение, производство и розничная торговля. Аналитики оценили, сколько времени работник использует тот или иной навык, и пришли к выводу, что сильнее всего вырастет спрос на технологические навыки (в том числе программирование) – на 55%: сейчас эти умения задействуются в 11% рабочего времени, а в 2030 г. это будет 17%. Больше будут цениться социальные и эмоциональные навыки, не свойственные машинам: способность работать в команде, руководить другими, вести переговоры и сопереживать. На их использование придется в среднем 22% рабочего времени (рост на 24%).

Авторы российского форсайта выделяют 10 основных надпрофессиональных навыков в профессиях будущего: системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, бережливое производство, программирование/робототехника/искусственный интеллект, клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, навыки художественного творчества.
Эти навыки позволяют человеку повысить эффективность работы в своей отрасли и дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность, говорится в «Атласе».

Освоение технических навыков более высокого уровня и сейчас является частью многих образовательных программ, а вот социальные и эмоциональные умения оттачиваются в основном за пределами школ и других традиционных учебных заведений. «Новая реальность требует адаптируемого, персонализированного варианта образования, который просто не может быть обеспечен текущей моделью вещательного образования», – считает Джон Моравек, писатель, автор концепции Knowmad Society. Он описывает социальные изменения, к которым приведет четвертая промышленная революция, термином «Общество 3.0», а людей, из которых оно будет состоять, называет «безудержными генераторами идей» (knowmads).

«Knowmads – это креативные, инициативные люди с хорошим воображением, которые могут работать всегда, везде и со всеми», – пишет Моравек в книге Knowmad Society. Для knowmads нет возрастных ограничений, они не боятся провала, способны применять свои знания и опыт в самых разных социальных и организационных конфигурациях, имеют высокую мотивацию к сотрудничеству и созданию социальных связей, открыты для обмена знаниями и быстро учатся через практику. Подход к обучению должен измениться, необходимо сформировать образовательную среду, способствующую получению нового опыта и знаний. Образование – повсюду; чтобы учиться, не нужно возвращаться в школу, садиться за парту или делать паузу в карьере. Образование нового типа можно получить, даже общаясь за чашкой кофе, считают Моравек и его последователи.

Что должно остаться неизменным

Если машины все больше «очеловечиваются», то человек, напротив, становится больше похож на машину, отмечает Белинда Пармар, автор книги Empathy Business, эксперт WEF. Люди разъединяются, перестают строить устойчивые социальные связи, теряют способность к сложному мышлению, делегируя интеллектуальные процессы машинам и искусственному интеллекту. Опрос Gallup, проведенный в 2015 г. в Великобритании, показал, что больше половины (51%) подростков предпочитает общение в цифровом формате личному (даже с друзьями).

«Цифры показывают, что именно сейчас, когда наше умение взаимодействовать с другими и эмпатия отличают нас от наших будущих автоматизированных коллег, мы позволяем нашим мышцам сочувствия атрофироваться», – пишет Пармар в колонке для WEF. Будущее же, по ее мнению, за теми, кто сумеет сохранить свою человечность и при этом научится эффективно взаимодействовать с технологиями.

Исследователи медиалаборатории Массачусетского технологического института изучали взаимодействие людей и алгоритм, который называется S#. Исследователи задались целью научить машины эффективно взаимодействовать с людьми и между собой в различных играх с двумя игроками. Они протестировали три типа коммуникации: машина – машина, человек – машина и человек – человек. Легче всего «договориться» между собой оказалось машинам: опираясь на математические модели, они выбирали решение, которое приносило пользу обеим сторонам. С человеком машине было общаться сложнее: оказалось, что в какой-то момент люди начинали лгать, а математический алгоритм был обучен не обманывать. Человеческие же взаимоотношения ученые назвали самыми неэффективными. «Люди, которые дружили годами, внезапно становятся врагами. Поскольку машина часто лучше людей умеет достигать компромиссов, она потенциально может научить нас, как это делать», – говорит ведущий автор Brigham Young University, профессор компьютерных наук Джейкоб Крэндалл. &

Текст: Евгения Корытина

Вернуться к номеру