Технологии развития человека

Для чего компания Алексея Мордашова приобретает IT-стартапы и можно ли построить на них новый миллиардный бизнес?
Depositphotos/PhotoXPress

За два года «Севергрупп» Алексея Мордашова приобрела доли пяти компаний в области образования, HR и технологий для фриланса. «Севергрупп ТалентТех» должна по замыслу основателей ответить всем вызовам, с которыми в ближайшие годы столкнутся рынки образования и труда. Почему группа, управляющая активами № 2 российского списка Forbes, решила заняться развитием человека, как устроена «Севергрупп ТалентТех» и может ли она стать новым миллиардным бизнесом?

HR всегда был культурообразующей функцией в «Севергрупп», рассказывает ее вице-президент Андрей Митюков. В 2009 г. «Северсталь» инвестировала 15,6 млн евро в ERP-систему (систему планирования ресурсов предприятия) от SAP. Спустя два года с ее помощью были автоматизированы и процессы работы с персоналом.

Распространив сервис сначала на 50-тысячную «Северсталь», а затем и на 80-тысячную «Севергрупп», в группе убедились, что на решения в сфере управления персоналом определенно есть спрос – и внутри ее предприятий, и на рынке. При этом поведение соискателей и сам рынок работы с персоналом стремительно менялись, в этой области появлялось все больше продвинутых IT-решений, за которыми ERP-платформа просто не успевала, вспоминает Митюков. Так к 2015 г. в «Севергрупп» созрела идея вынести работу с технологиями для HR в отдельное направление и сделать это отдельным бизнесом.

«Севергрупп» управляет активами российского миллиардера Алексея Мордашова. Кроме «Северстали» группа прямо или опосредованно владеет долями в компаниях металлургического сектора (Nordgold, Aterra Capital), а также в «Силовых машинах», производителе фанеры «Свеза», онлайн-ритейлере «Утконос», «СТС медиа» и Национальной медиагруппе, Tele2 Russia, туристических компаниях TUI AG и «TUI Россия», медицинской группе «Ава-Петер» и компании «Севергрупп ТалентТех». В рейтинге богатейших бизнесменов России за 2018 г. российский Forbes оценил состояние Алексея Мордашова в $18,7 млрд.

Задачей было создать компанию, которая помогает человеку с учетом современных трендов на рынке найти свое предназначение, говорит Митюков: понять себя и определить, как увеличить количество доступных альтернатив на рынке труда.

Проанализировав рынок, команда выделила те сегменты, которые на тот момент только зарождавшийся «ТалентТех» должен был охватить. Первое направление работы – HR-технологии, т. е. все, что связано с трудоустройством человека и его деятельностью внутри компании. Второй блок – образовательные технологии: создать образовательную платформу для индивидуальных и корпоративных пользователей, которая позволит реализовывать курсы с собственным контентом (здесь и дополнительное образование для школьников, и курсы для взрослых). Третья часть – это системы, связанные с самозанятостью (по данным платежной системы PayPal, российский рынок в 2017 г. вошел в топ-10 по объему платежей за удаленную работу).

«Мы хотим связать три рынка, – говорит CEO «Севергрупп ТалентТех» Артем Кумпель, – показать человеку, какие у него есть навыки, дать ему внятную траекторию развития и предложить временные проекты или постоянную занятость. При этом мы полагаем, что пользователь будет возвращаться в экосистему за образованием, за новыми проектами и за оценкой собственной стоимости на рынке».

Как только появилась четкая стратегия, «ТалентТех» стал искать доступные на рынке предложения. Новые компании для своей экосистемы «ТалентТех» выбирает по нескольким критериям: каждая технологическая компания должна развиваться сама, дополнять другие компании для синергетического эффекта и быть инвестиционно привлекательной (для каждого проекта есть целевой IRR), говорит Митюков.

Артем Кумпель:

«Некоторые считают, что «Севергрупп ТалентТех» – нон-профит актив Алексея Мордашова, но это далеко не так. Кардинальные изменения в структуре занятости и образования в глобальном масштабе затронут сразу несколько рынков, объем которых в деньгах сейчас даже сложно оценить, но это однозначно многомиллиардный бизнес».

Сегодняшний портфель «ТалентТех» собрал за два года (подробнее об активах см. врез). Первой в феврале 2017 г. была куплена контрольная доля в сервисе «Ремонтник.ру». Возможную стоимость 50% акций проекта сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo Алексей Гидирим тогда оценивал в $3–9 млн. Далее последовало приобретение системы автоматизации рекрутмента Potok. В августе того же 2017 года стало известно о покупке доли в «Нетология-групп», Forbes оценивал эту компанию в $50–60 млн. Осенью 2017 г. «ТалентТех» объявил о приобретении контрольного пакета в интернет-площадке JungleJobs, эту сделку источник Forbes оценивал в $6–7 млн. Наконец, летом 2018 г. стало известно о том, что «Севергрупп ТалентТех» приобрела контрольный пакет в сервисе для фрилансеров FL.ru, эксперты оценивали сделку в диапазоне 500–700 млн руб.

«Стандартно мы стараемся приобретать контрольный пакет, – говорит Кумпель. – Мы создаем единую экосистему с глобальной целью и должны двигаться в одном направлении». Основателям предлагается возможность в перспективе обменять их доли в компаниях на долю в консолидированной «Севергрупп ТалентТех».

Кумпель возглавил направление «ТалентТех» в декабре 2016 г. К тому моменту он успешно запустил собственный онлайн-сервис по поиску IT-персонала ITMozg, а с 2014 по 2016 г. в качестве вице-президента ABBYY руководил департаментом Lingvo (система онлайн-перевода) и мобильных продуктов – у него был опыт работы как в стартапе, так и в крупной корпорации. «Мы боялись, что соприкосновение большой корпорации с маленькими стартапами может стать для них губительным. И нам важно было найти лидера, который понимал, как стартап уживается внутри большой корпоративной структуры», – рассказывает Митюков.

Единая экосистема предполагает, что проекты дополняют друг друга, между ними должна существовать синергия. На первый взгляд связь между отдельными проектами, например «Нетологией» и «Ремонтником», не очевидна, но с развитием самозанятости растет потребность в получении практических навыков, используя которые человек сможет быстро зарабатывать, подчеркивает Митюков. «Нетология» сможет обучить таким навыкам, а с помощью «Ремонтника» человек найдет заказы, где полученные навыки будут востребованы, объясняет он.

На начало сентября 2018 г. «Севергрупп ТалентТех» объединяет следующие проекты:

«Нетология» (входит в «Нетология-групп»)
300 000 человек посетили бесплатные курсы и открытые занятия «Нетологии» за время ее существования. «Нетология» специализируется на онлайн- и офлайн-образовании в сфере онлайн-маркетинга, управления проектами, программирования, дизайна, UX и data science. У компании более 65 учебных программ, на которых обучается свыше 44 000 человек (в том числе почти 19 000 – на платных курсах).

«Фоксфорд» (входит в «Нетология-групп»)
более 280 000 человек прошли обучение на курсах «Фоксфорда». «Фоксфорд» предоставляет онлайн-курсы и индивидуальные занятия с репетитором для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, в изучении школьных предметов. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профпереподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и развитии детей. Курсы «Фоксфорда» по повышению квалификации или профпереподготовке с выдачей удостоверения или диплома за два года прошло более 65 000 учителей.

«Ремонтник.ру»
свыше 600 000 человек воспользовалось сервисом «Ремонтник.ру» с момента создания в 2007 г. «Ремонтник.ру» – первый и самый большой в России агрегатор строительно-ремонтных заказов, работающий по схеме тендеров. Третий по показателю выручки исполнителей в 2017 г. после «Авито» и «В контакте» среди платформ для оказания услуг, по данным исследования Data Insight и Avito. Ежемесячно в Москве и области публикуется около 17 500 ремонтно-строительных заказов, из которых 14 000 приходится на «Ремонтник.ру», по данным AdForta.

Potok
более 150 компаний пользуется Potok – облачной платформой для автоматизации рекрутмента. Здесь компании хранят базы резюме, работают над вакансиями, общаются с кандидатами, а также пользуются аналитикой. Клиенты Potok – в основном компании из IT, банковской сферы, ритейла. Крупнейшие клиенты – «Билайн» и Home Credit Bank.

JungleJobs
7 дней в среднем уходит на закрытие вакансии с помощью JungleJobs – сервиса для найма сотрудников, работающего по принципу маркетплейса. Работодатель размещает вакансию и назначает гонорар, а рекрутеры предлагают подходящих кандидатов. Регистрироваться на площадке могут только профессиональные рекрутеры – фрилансеры или кадровые агентства. Заработок JungleJobs – процент от гонорара рекрутера. Сейчас в «штате» JungleJobs более 1000 рекрутеров и свыше 500 компаний-клиентов. В подборе человека на одну вакансию в среднем участвует три исполнителя. JungleJobs также включает Sever.ai – искусственный интеллект для подбора персонала.

FL.ru
1,7 млн уникальных пользователей составляет среднемесячная аудитория FL.ru – крупнейшей русскоязычной биржи удаленной работы. Специализируется на программистах, дизайнерах, художниках, копирайтерах, инженерах, фотографах и др. Основная модель монетизации – аккаунты PRO для исполнителей и заказчиков, а также дополнительные услуги («безопасная сделка», конкурсы и проч.).

В 2016 г. Лоуренс Кац из Гарвардского университета и Алан Крюгер из Принстона оценивали, что с 2005 по 2015 г. доля американцев, работающих в рамках альтернативных форм организации труда (сюда как раз включаются временные работники и фрилансеры), выросла с 10,1 до 15,8%. Компания MBO Partners, предоставляющая облачные сервисы для фрилансеров, считает 32% всего трудоспособного населения США независимыми подрядчиками или фрилансерами. В России вице-спикер Совета Федерации Евгений Бушмин оценивал число самозанятых в 15–22 млн человек.

Наконец, многие профессии в течение следующего десятилетия окажутся под угрозой: труд тех же водителей или охранников – а в России, по данным Высшей школы экономики, их 5 млн и 1,3 млн соответственно – может быть почти полностью автоматизирован. «Решение, которое мы реализуем в «Севергрупп ТалентТех», поможет дать людям ответ, что им делать на рынке труда, когда их это коснется», – рассказывает Митюков. «Уже сейчас все идет к тому, что дома научатся печатать на 3D-принтерах. И через «Ремонтник» человек может перейти в сферу услуг и поддерживать уже построенное либо освоить новую специальность в «Нетологии». И если раньше ты просто делал проводку в доме, то теперь сможешь программировать умный дом», – рассуждает вице-президент «Севергрупп». «Собирая данные о работниках разных специальностей и отслеживая рыночные тенденции, мы можем точнее подсказывать людям наиболее перспективные карьерные траектории», – продолжает он.

«Пора говорить о том, что система развития людей на протяжении всей жизни меняется. Сегодня стоит вопрос о том, что специальность мы будем менять каждые 10 лет. Мы точно хотим инвестировать в этот бизнес, мы считаем, что есть возможность создания бизнеса, который бы занимался помощью людям в развитии с рождения до самого преклонного возраста, помощью в комплектации кадров, персонала для работодателей», – отмечал Алексей Мордашов, генеральный директор «Севергрупп» и № 2 российского списка Forbes, в выступлении на ПМЭФе.

Основатели почти всех компаний, вошедших в «Севергрупп ТалентТех», остались у руля своих проектов, договоренности о стратегии между ними и руководством «ТалентТех» зафиксированы в акционерных соглашениях. Кумпель обсуждает стратегию «ТалентТех» с акционером – Мордашовым: сам миллиардер погружается в работу компании раз в квартал, когда представляются квартальные отчеты и обсуждаются планы, рассказывает он. При этом «Севергрупп» традиционно управляет дочерними компаниями через советы директоров и утверждает назначение ключевых сотрудников в этих компаниях. «Мою роль в «Севергрупп ТалентТех» можно сравнить с ролью председателя совета директоров», – говорит Митюков.

«Мы не чувствуем глобальных изменений (по сравнению с самостоятельным развитием. – «Ведомости&»), кроме более четких KPI и увеличения ресурсов», – говорит основатель и генеральный директор JungleJobs Евгения Дворская. В ближайшие несколько месяцев JungleJobs ожидает интеграция с системой автоматизации рекрутмента Potok. На это есть явный запрос со стороны клиентов, объясняет Дворская, а мысль сделать ATS (Applicant Tracking System) была у нее еще до сделки с «ТалентТех». «Синергия между нашими сервисами очевидна. Клиенты используют Potok и Sever.ai (продукт от JungleJobs, основанный на искусственном интеллекте, который автоматизирует подбор и оценку кандидатов для компаний по психологическим и профессиональным требованиям: ищет подходящие резюме, обзванивает кандидатов, проводит и оценивает видеоинтервью с ними. – «Ведомости&»). В Potok хранятся данные кандидатов, а Sever.ai работает с этими данными», – приводит пример Дворская.

«У меня нет понимания, что я продала что-то. Я поменяла венчурных инвесторов на стратега, который создает что-то большое в России в области HRTech», – подчеркивает основатель JungleJobs.

Дополнительное преимущество для портфельных компаний – возможность тестировать продукты на базе компаний «Севергрупп», говорит Митюков. «Продукты можно быстрее выводить на рынок и сразу в более обкатанных версиях. А тот факт, что «ТалентТех» – часть «Севергрупп», вызывает доверие рынка: покупатели понимают, что компания на нем действительно надолго, именно этого часто не хватает другим технологическим проектам», – считает он.

Часть технологических решений, необходимых для реализации стратегии экосистемы, «Севергрупп ТалентТех» разрабатывает самостоятельно. Формирование портфеля компаний «Севергрупп ТалентТех» еще, по словам Кумпеля, не закончено. С одной стороны, этот процесс зависит от того, какие проекты вообще будут доступны для покупки. «С другой – мы не совсем стандартный инвестор, и не все основатели готовы допускать к управлению своим проектом стратега. Мы инвестируем только в те компании, которые соответствуют нашей стратегии», – говорит Кумпель.

Подбирать подходящие проекты «ТалентТех» будет еще минимум пять лет, прогнозирует Кумпель. «Не могу сказать даже, собрали ли мы ядро, – подчеркивает он. – По количеству пользователей это уже адекватный бизнес, но это точно не финальная точка». &

Текст: Ольга Волкова