Excel против робота

Как искусственный интеллект и другие технологии меняют индустрию HR? И сможет ли робот, полностью заменив человека, нанимать людей?
Depositphotos/PhotoXPress.ru

«Рынок технологических решений в HR самый динамичный и инновационный в первую очередь потому, что каждой крупной компании приходится покупать целый набор инструментов, чтобы выдержать конкуренцию», – пишет Джош Берсин, один из самых известных аналитиков в мире HR, основатель Bersin by Deloitte, в статье «HRTech-2018».

По оценке MarketsandMarkets, глобальный объем рынка программного обеспечения в области управления человеческим капиталом вырастет с $14,5 млрд в 2017 г. до $22,5 млрд к 2022 г. J’son & Partners называет автоматизацию рекрутмента и онлайн-образование крупнейшими сегментами рынка программного обеспечения в будущем.

Uber в рекрутменте: как это устроено?
Работодатель размещает вакансию и назначает гонорар для того рекрутера, который найдет идеального кандидата первым. JungleJobs работает по принципу закрытого клуба: здесь могут регистрироваться только рекрутеры – как фрилансеры, так и штатные сотрудники кадровых агентств. Сервис берет процент от гонорара рекрутера за посредничество и дает гарантию безопасности сделки. Площадка нацелена на подбор специалистов (линейные позиции), среднего и топ-менеджмента с зарплатой до 500 000 руб. Сейчас на JungleJobs работают более 1000 рекрутеров и размещают вакансии свыше 500 компаний-клиентов. В подборе человека на одну вакансию в среднем участвуют 3 исполнителя. В среднем на закрытие вакансии уходит от 7 дней.

Бесшовный процесс: что такое Potok?
Potok – облачная платформа для автоматизации процессов рекрутмента, позволяющая хранить базы резюме, управлять процессом отбора, искать кандидатов по сайтам и соцсетям. Она позволяет рекрутеру выполнять все свои профессиональные функции в едином интерфейсе. Сейчас у Potok более 150 клиентов. В основном это компании из IT-сектора, банковской сферы, ритейла. Крупнейшие клиенты платформы – «Билайн» и Home Credit Bank.

Sever.ai: как роботы ищут и оценивают людей?
Sever.ai – это система автоматического поиска кандидатов из разных источников: система умеет находить людей, связываться с ними (через почту, sms, мессенджеры, социальные сети и по телефону), проводить видеоинтервью и оценивать их. Для разработки этого продукта был собран и обработан большой объем данных от разных крупных компаний и из разных источников, для того чтобы понять, какие факторы влияют на успешность кандидата. Разработчики протестировали разные подходы для построения технологической модели искусственного интеллекта, чтобы максимально точно определять релевантных кандидатов. Затем был разработан искусственный интеллект для анализа видеоинтервью – эмоций, голоса, профессионального уровня ответов кандидатов.

Объем отечественного рынка HRTech составляет около 1,5% от мирового, т. е. примерно $200 млн, оценивает Дмитрий Пучков, руководитель направления HRTech в «Севергрупп ТалентТех» (весь российский рынок IT-услуг за 2017 г. – $5 млрд, по данным IDC). «Исторически на нашем рынке мало собственных игроков, а выход новых иностранных решений, в основном представляющих облачные сервисы, затруднен барьерами, связанными с необходимостью локализации и исполнения требований закона о персональных данных», – объясняет он. В то же время российские эйчары вслед за своими коллегами из IT, финансов и маркетинга в последние годы активно интересуются технологиями и внедряют новые HRTech-инструменты, рассказывает Пучков.

Упростить наем

Едва ли не все технологии, о которых сейчас говорят применительно к разным отраслям, – искусственный интеллект, аналитика больших данных, облачные сервисы – уже применены и в сфере HR, в первую очередь – в найме сотрудников.

Например, американская система HireVue использует искусственный интеллект для проведения видеоинтервью. Немецкая TalentWunder находит и фильтрует подходящих кандидатов более чем из 1 млрд профилей соцсетей. Облачный сервис подбора персонала Entelo (США) ищет по ключевым словам кандидатов в 50 социальных сетях.

«С чего вы взяли, что с использованием больших данных, big data, вы будете предсказывать мое поведение? Мое поведение не предсказывается ни Декартом, ни Аристотелем – никем. Оно может быть истерическим. Например, нобелевский лауреат по экономике психолог Даниел Канеман описывал, как человек принимает решения, и пришел к выводу, что решения принимаются просто так. «А я вот так пойду, и все – хочу потому что». Как вы собираетесь это предсказать?»
Татьяна Черниговская

В России искусственный интеллект Sever.ai (проект входит в «Севергрупп ТалентТех») подбирает кандидатов с точностью 90%, рассказывает сооснователь проекта Евгения Дворская. Робот умеет отбирать релевантные резюме, связываться с кандидатами и даже проводить и оценивать видеоинтервью – программа распознает семь эмоций собеседника, изменение тональности голоса, а также смысл и логику излагаемой информации. По данным компании, суммарно технологии Sever.ai позволяют рекрутеру в среднем экономить на рутинных задачах 88 часов в месяц – больше половины рабочего времени. «У этой программы сегодня нет аналогов в России и, возможно, в мире, – утверждает Дворская. – Мы собрали в общий конструктор все этапы до очного интервью, включая оценку соискателей. В других сервисах есть видео, звонилки, но все это пока существует разрозненно». Владимир Свешников, сооснователь проекта «Робот Вера», называет прорывным показателем Sever.ai то, что он умеет распознавать до девяти эмоций человека. «В области автоматизации процессов рекрутмента сейчас три основных и очень востребованных тренда: это matching резюме, автоматизация звонков потенциальным кандидатам, а также проведение видеоинтервью и связанное с ним распознавание человеческих эмоций. По отдельности или в разном сочетании эти сервисы уже представлены на рынке HRTech, – говорит он. – <...> Но то, что Sever.ai объединяет в себе все эти три функции, – это большой плюс. Создатели Sever двигаются в правильном направлении развития и делают вещи, которые уже сейчас меняют представление о рекрутменте и HR-технологиях».

Еще одно направление развития HR – изменение инструментов поиска персонала. За эту работу отвечает Applicant Tracking System – программное обеспечение для рекрутера, по своей сути схожее с CRM-системами. Прежние доски объявлений превратились в электронные биржи труда (jobboards), в базах крупнейших из которых – Monster.com, Hotjobs, CareerBuilder, Indeed.com – сотни миллионов резюме и вакансий.

Следующий шаг после традиционных jobboards – сервисы, работающие по Uber-модели. Интернет-площадки сводят рекрутеров-фрилансеров с работодателями. Работодатели размещают вакансии-заказы, а рекрутеры благодаря простоте работы на подобных сервисах (не нужно устраиваться работать, как в кадровое агентство, достаточно просто зарегистрироваться на сайте) быстрее закрывают такие вакансии, получая вознаграждение. Самые известные международные примеры – Recruitifi.com, Bountyjobs.com, Thejobpost.co.uk. В России яркий пример уберизации рекрутмента – входящий в «Севергрупп ТалентТех» сервис JungleJobs.

7,4 млрд руб.

на такую сумму закрытили вакансии российские кадровые агентства в 2017 году, по данным Ассоциации частных агентств занятости. Это почти 44 000 вакансий (цифра включает только прямой наем персонала через агентства). Российская индустрия рекрутмента насчитывает более 1200 кадровых агентств.

Однако поиск подходящих кандидатов – всего лишь малая часть функций HR. «В большинстве компаний нет единого решения для автоматизации процесса подбора персонала. Рекрутерам и эйчарам приходится многое делать вручную, из-за чего они теряют время и, соответственно, кандидатов, – описывает стандартные будни эйчаров Кирилл Николаев, директор облачной платформы для оптимизации рекрутмента Potok, которая также входит в «ТалентТех». – Сейчас принципиально важно сделать процесс подбора бесшовным и эффективным». Поэтому платформа для работы над вакансиями должна быть единой – от момента создания заявки на вакансию до момента выхода кандидата на работу.

Предсказать увольнение

До чего может дойти автоматизация? Российские и западные эксперты говорят, что следующий этап – предиктивная аналитика, т. е. возможность на основе большого объема данных строить прогнозы. «Когда человек только задумается сменить работу, мы сможем на горизонте четырех месяцев предсказать это с вероятностью 70%, – рассказывает Пучков. – Мы уже сегодня проводим такие эксперименты». Системы, объясняет он, замечают изменения в поведении сотрудников, анализируя семантику текстов в их деловой переписке, и даже могут делать выводы об изменении их эмоционального состояния. Можно измерить интенсивность общения с коллегами в профессиональных сообществах и рабочих мессенджерах, скорость реакции на рабочие сообщения, время, проводимое в рабочих интерфейсах, и т. д. Пока эти сервисы тестируют отдельные компании, но через год-два, уверен Пучков, начнется массовое внедрение.

Глобальная цель сервисов предиктивной аналитики – предложить сотруднику новые варианты обучения, развития и продвижения в компании, вместо того чтобы он разочаровался и уволился. «Человек еще даже не успеет задуматься о поиске новых вариантов работы, а к нему уже поступят новые предложения», – говорит он.

Поиск новых стартапов и бизнесов по разработке в области предиктивной аналитики – часть стратегии «Севергрупп ТалентТех», говорит Пучков.

Робот или человек?

Значит ли все это, что скоро робот сможет заменить HR-специалиста?

Нет, робот никогда не предскажет поведение человека и, следовательно, не заменит его, настаивала Татьяна Черниговская, доктор биологических наук, профессор в области нейронауки и психолингвистики, выступая на ПМЭФ-2017.

Джош Берсин полагает, что HR-специалист будет востребован всегда. Изменятся его задачи. Маркетинг, оценка, обучение, администрирование персонала и НR-аналитика будут полностью автоматизированы, основная часть внутренних и внешних коммуникаций уйдет в облако. Автоматизировать можно любую работу при условии, что она имеет определенные закономерности и логику, а вот ставить задачи, создавать что-то новое робот не способен, он лишен чувств и творческого порыва, отмечает Берсин в статье о трендах «HRTech-2018».

Процессы коммуникации, обучения и оценки персонала автоматизированы сегодня, по данным HeadHunter, в каждой пятой российской компании. В 15% организаций все обрабатывают вручную. «Я не так давно была в Кремниевой долине и как-то увидела на столбе объявление о найме на работу», – смеется Дворская. По ее словам, пока их главный конкурент – это Excel, а главное препятствие – не отсутствие инвестиций, а психологический фактор. &

Текст: Иван Александров