Инесса Роман-Погоржельская, Coursera: «Будущее – это синергия цифрового и традиционного образования»

Инесса Роман-Погоржельская, региональный менеджер Coursera по работе с партнерами / Личный архив

Инесса Роман-Погоржельская, региональный менеджер Coursera по работе с партнерами:

Онлайн-образование все сильнее срастается с традиционным: сегодня через онлайн-платформы можно получить не только краткое дополнительное образование, но и полноценный университетский диплом. В мае этого года в Иллинойсском университете в Чикаго прошла церемония выпуска студентов магистерской программы – впервые в истории университета в ней участвовали в том числе студенты, которые проходили программу онлайн через платформу Coursera. Такие программы становятся все популярнее: на программе iMBA (онлайн-MBA) от Иллинойсского университета на Coursera зарегистрировано более 1000 студентов.

Доверие бизнеса к онлайн-дипломам быстрее всего растет в тех областях, где создается много новых профессий. Традиционное образование просто не успевает за скоростью технологического развития – очевидно, что у большинства людей физически не может быть полноценного высшего образования, например, в искусственном интеллекте или блокчейне. И здесь альтернативные источники образования могут стать основными. И в США, и в России я вижу огромный кадровый голод во всех IТ-специальностях. Ряд компаний, с которыми сотрудничает Coursera, уже поднимали вопрос, как лучше выходить на тех, кто успешно окончил профильные онлайн-курсы, и приглашать их обратить внимание на релевантные вакансии. Это будет естественным следующим шагом, который еще теснее свяжет онлайн-образование и профессию.

Даже в консервативных индустриях отношение к онлайн-образованию меняется к лучшему – не зря большинство людей используют онлайн-курсы для продвижения в карьере. Мы проводили опрос среди учащихся на Coursera из разных индустрий, и более 80% окончивших курсы на платформе заявили, что им это помогло в профессиональном росте.

Сегодня компании и сами пытаются выковать кадры, которые нужны их бизнесу. Этот тренд затронул и Россию: примеры – Школа анализа данных «Яндекса» или Корпоративный университет Сбербанка. Другой тренд – распространение гигономики: в Кремниевой долине и по всему миру появилось множество гибких форматов работы сотрудников в компании (удаленка, парттайм, проектная работа, «распределенные команды» и т. д.). Если у людей есть возможность быть успешными, не работая фуллтайм, а работая на проектах и самостоятельно распоряжаясь своим временем, то корпорациям будет все сложнее удерживать своих сотрудников. Зачем работать в иерархичной жесткой структуре, где одно и то же происходит изо дня в день, когда можно вместо этого работать фрилансером за такое же вознаграждение? Это одна из причин того, что фрилансеры – одни из ключевых потребителей онлайн-образования. По данным исследования, проведенного в 2017 г. по заказу платформы для фрилансеров Upwork, более половины фрилансеров за последние шесть лет получали дополнительное образование. При этом среди тех, кто предположительно работает фуллтайм, такое образование получило всего 30% опрошенных.

Платформы вроде Coursera часто противопоставляют традиционным университетам, но, с моей точки зрения, в этом нет необходимости. Мы обеспечиваем доступ и инструменты, но образовательный контент создают 150 университетов и 30 крупных компаний, которые являются нашими партнерами. Часто они взаимодействуют друг с другом и создают контент совместно – благодаря этому студенты получают академическую базу и одновременно доступ к экспертам из профессионального сообщества. В будущем традиционная образовательная модель преобразится – нас ждет синергия онлайна и офлайна, цифровое образование будет все активнее проникать в традиционное, сочетая разные форматы: например, я вижу все большее распространение смешанного обучения или практики перезачета онлайн-курсов в очном обучении.

Несмотря на подъем новых моделей получения знаний, традиционные дипломы от ведущих университетов еще не скоро станут пережитком прошлого, если вообще станут. Не каждый вылетевший из колледжа способен стать Стивом Джобсом. Скорее благодаря альтернативному образованию компании станут более открытыми к тому, чтобы оценивать людей по их навыкам, а не по наличию престижного диплома. Уже сегодня в Кремниевой долине компании постепенно отказываются от восприятия, что если кандидат на позицию окончил университет Лиги плюща, то он безоговорочно хорош. Есть многочисленные исследования, что разношерстные команды, в которых есть участники с разным способом мышления, более результативны, а значит, у компаний есть реальная бизнес-мотивация набирать людей с разным бэкграундом, в том числе образовательным.