Кейс: Без корзин для мусора и на такси

Как Deloitte заботится об экологии и сотрудниках
Антон Великжанин для Ведомостей

Офис Deloitte в цифрах

2343 сотрудника в России
1839 сотрудников в Москве
10 347 кв. м занимает офис в Москве
1530 рабочих мест в офисе

Первый офис международной консалтинговой компании Deloitte открылся в Москве в 1990 г. Компания оказывает консалтинговые, аудиторские услуги, услуги в области налогообложения, права, управления рисками, а также услуги в области устойчивого развития. Всего в России у Deloitte семь офисов: в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке, Южно-Сахалинске. Еще 13 офисов находится в странах СНГ.

Три московских офиса Deloitte съехались в один в 2009 г. Новые рабочие места расположились в бизнес-центре «Белая площадь», построенном по принципам экологичного девелопмента. Офис помогает компании экономить ресурсы, снижать влияние на окружающую среду и повышать вовлеченность сотрудников. В том числе благодаря отсутствию необходимости ездить между офисами, расположенными в разных районах города.

Без машин и углекислого газа

Deloitte во всем мире декларирует корпоративные климатические цели по уменьшению экологического следа компании, в частности снижение выбросов СО2 в атмосферу. Экологический след – это площадь биологически продуктивных территорий и акваторий, необходимая, чтобы обеспечивать человечество биоресурсами и экосистемными услугами и поглощать образовавшиеся отходы (главным образом выбросы парниковых газов), напоминает менеджер по устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности Deloitte в СНГ Павел Боев. Эта методология разработана Глобальной сетью экологического следа (Global Footprint Network). Она позволяет рассчитать экослед территорий (городов, стран), компаний и обычных людей. «В России она пока использовалась только на уровне субъектов Федерации, и, насколько мне известно, ни одна компания на российском рынке пока не реализовала проект по измерению и снижению своего экоследа», – говорит Боев. Наибольшую часть экоследа составляют как раз выбросы CO2, продолжает он, «поэтому мы в Deloitte серьезно подходим к снижению нашего углеродного следа».

Глобальная Deloitte – одна из 569 компаний, участвующих в инициативе Science Based Targets: ее участники взяли на себя обязательства совместно ограничить повышение глобальной температуры 1,5 °C. Deloitte, участвуя в инициативе, обязалась к 2025 г. сократить выбросы углекислого газа на 36% на единицу площади в офисах по сравнению с 2017 г. Компания рассчитывает на 11% снизить выбросы автопарка (в регионах, где доступен каршеринг и такси, компания сокращает парки собственных автомобилей), на 10% – выбросы от командировок каждого сотрудника. В СНГ выбросы от зданий, где базируется Deloitte, должны быть снижены на 14%. «В сертифицированном по BREEAM здании на «Белой площади» работает основная масса наших сотрудников, и мы рассчитываем, что это также будет способствовать достижению наших климатических целей», – объясняет Боев.

Зеленое управление бизнесом

В работе над новыми экологическими обязательствами в 2018 г. Deloitte разработала политику по экологически ответственным и этичным закупкам. Ее цель – выявить экологическое, социальное и экономического воздействие в цепочке поставок и управлять им. Например, поставщиков компания призывает к экономичному использованию ресурсов, минимизации использования первичного сырья, рационализации энерго- и водопотребления, отказу от использования редких растений и животных, постепенному снижению углеродного следа транспортировки и использованию местных продуктов. При закупках Deloitte ориентируется на критерии устойчивого развития и международные независимые сертификаты. Например, по системе FSC (Forest Stewardship Council, Лесной попечительский совет) в отношении древесной продукции и MSC (Marine Stewardship Council, Морской попечительский совет) или ASC (Aquaculture Stewardship Council, Попечительский совет по аквакультуре) для рыбы и морепродуктов. «Мы всегда стремимся использовать экологичную продукцию, однако у нас не всегда есть возможность найти ее на рынке», – говорит Боев.

В Deloitte много работают над сознательностью каждого сотрудника. Так, в декабре 2018 г. с рабочих мест стали исчезать индивидуальные мусорные корзины: поначалу оставляли одну корзину на ряд рабочих столов, затем убрали все индивидуальные корзины вовсе. Переход длился 1,5 месяца. С индивидуальными корзинами даже у самых осознанных сотрудников нет мотивации сортировать мусор, говорит Боев. Теперь каждый менеджер и аналитик может выбросить мусор только в специальные сортировочные контейнеры, расположенные на этажах. В Deloitte сотрудники собирают и отправляют на переработку бумагу, металлы, стекло, упаковку Tetra Pak и некоторые виды пластика (в основном пластиковые бутылки). «Нам повезло, что у бизнес-центра уже был договор с компанией, которая обеспечивает раздельный сбор и контролирует правильную переработку этих фракций, поэтому нам не пришлось самостоятельно искать и проверять подрядчиков», – рассказывает Боев.

От сознательности к продуктивности

Работа в зеленом офисе способствует самоорганизации и дисциплине сотрудников, уверена руководитель группы бизнес-партнеров по работе с персоналом Deloitte Татьяна Шилова. Правда, повышение самоорганизации и дисциплины в компании никак не измеряли. После исчезновения с рабочих мест персональных корзин сотрудники стали меньше вести записи на бумаге и стикерах. Многие перешли на сортировку мусора дома. Шилова считает, что последовательное внимание к экологическим проблемам делает Deloitte привлекательной для молодых сотрудников – именно они задают много вопросов по теме, посещают экологические лекции и мероприятия.

Ежегодно в компании проходит мероприятие Green days. Менеджерам рассказывают о массовом вымирании диких видов животных, растений, о климатических изменениях. В этом году для сотрудников подготовлена рассылка с перечнем конкретных действий для каждого человека, которые можно предпринять для предотвращения последствий от таких проблем. «Рассылка получила высокую долю откликов от наших сотрудников, которые проявили большой интерес к теме и задавали уточняющие вопросы», – говорит Боев.

«Если компания заботится о сообществе, в котором ведет свою деятельность, то сотрудник чувствует заботу и о себе лично. Программы по озеленению офиса или мотивирующие оздоровительные программы помогают показать сотрудникам, что компания заботится об их здоровье и комфорте. Благодаря этому сотрудник становится более вовлеченным, а значит, и более продуктивным», – говорит Шилова. В том числе забота о сотрудниках проявляется в условиях работы в зеленом офисе: специально настроенное освещение, просторные рабочие пространства, лифты, запрограммированные таким образом, что доставляют сотрудника на нужный этаж максимально быстро.