Партнер проекта:
Ведомости&

Деньгам – зеленый свет

Почему в России инвесторы мало интересуются социальной и экологической ответственностью
Евгений Разумный / Ведомости

В 2018 г. 35 мировых нефтегазовых компаний, среди которых Anadarko, Chesapeake Energy, Marathon Oil, Apache и китайская Sinopec, лишились одного из крупнейших датских инвесторов: пенсионный фонд PKA, управляющий активами на $46 млрд, исключил их из своего инвестиционного портфеля из-за невыполнения принципов Парижского климатического соглашения.

Бизнесу теперь недостаточно быть просто прибыльным и щедрым на дивиденды. Все большую роль при оценке инвестиционной привлекательности играет его социальная и экологическая ответственность. Этот подход получил название «ответственное финансирование». Оно строится на трех критериях: экология, социальное развитие, корпоративное управление (англ. environmental, social, governance, отсюда и аббревиатура – ESG).

ESG-подходы закреплены в документе под названием «Принципы ответственного инвестирования». Всего их шесть, в том числе включение критериев ESG в процессы анализа инвестиций и принятия решений, а также стремление добиваться раскрытия информации о ESG компаниями, в которые вкладывают инвесторы. «Наша миссия – создание экономически эффективной, устойчивой глобальной финансовой системы [которая] приносит пользу окружающей среде и обществу в целом», – говорится на сайте ассоциации «Принципы ответственного инвестирования» (PRI). С 2006 г. принципы применяются на Нью-Йоркской фондовой бирже, их подписали 2370 компаний, под управлением у которых находится более $80 трлн (но по состоянию на март 2019 г. Центральную и Восточную Европу и СНГ представляли только 14 из них).

C 2016 по 2018 г. объем капитала ответственного инвестирования вырос на треть, составив $30,7 трлн, из которых около $26 трлн приходится на Европу и США (данные Глобального альянса по устойчивому инвестированию (GSIA), объединяющего семь крупнейших организаций по ответственному инвестированию). Принимая решения о вложениях, инвесторы смотрят в том числе на соблюдение Парижского соглашения и наличие нефинансовой отчетности (ее согласно директиве Европейского союза должны иметь все публичные компании ЕС, в которых работает больше 500 человек).

Ответственные инвесторы

В прошлом году американские финансисты активно обсуждали письмо генерального директора инвесткомпании BlackRock (управляет активами более чем на $6 трлн) Лоуренса Финка к крупнейшим публичным корпорациям. Он призвал компании не только стараться процветать за счет улучшения финансовых результатов, но и задуматься о том, какой положительный вклад они вносят в развитие общества. На одной из конференций Финк даже предсказал, что в ближайшем будущем все инвесторы будут использовать ESG-критерии для определения стоимости компании. BlackRock уже создала четыре фонда облигаций, которые ориентированы на проекты, учитывающие ESG-факторы. В целом 97% из 220 опрошенных во всем мире институциональных инвесторов заявляют, что проводят либо неформальную, либо структурированную и методичную оценку нефинансовых показателей до того, как инвестировать в компанию, показало исследование EY.

Доходность и репутация

В 2016 г. британский некоммерческий фонд ShareAction опросил 500 институциональных инвесторов, под управлением которых находилось в общей сложности $5,9 трлн. Более половины респондентов выразили уверенность, что деятельность по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) может способствовать повышению доходности инвестиций и принести репутационные преимущества. Многие из инвесторов, принявших участие в исследовании, уже содействуют достижению глобальных целей посредством принимаемых инвестиционных решений и осуществляемых взаимодействий. Тем не менее для эффективной работы по достижению ЦУР в течение следующих 15 лет инвесторы нуждаются в методическом руководстве и поддержке, говорилось в исследовании ShareAction.

За рубежом инвесторы, следуя принципам ответственного финансирования, активно применяют стратегию исключения – отказываются от активов, связанных с игорным бизнесом, производством табака, алкоголя, оружия и др., указывает в презентации PwC. В 2016 г. одна из крупнейших в мире страховых компаний – французская Axa сообщила о планах продать все принадлежащие ей акции и облигации табачных компаний на сумму 1,8 млрд евро и больше не инвестировать в табачную промышленность. «Это решение будет иметь для нас последствия, но причина продажи очевидна: последствия для человечества от курения трагичны, а экономические – огромны», – говорилось тогда в сообщении компании. Через год второй по величине в мире перестраховщик Swiss Re объявил, что весь его инвестиционный портфель размером $130 млрд будет управляться с учетом принципов ESG.

В июне 2019 г. Bank of America, второй по величине банк США, заявил, что перестанет кредитовать компании, управляющие частными тюрьмами и центрами размещения нелегальных иммигрантов. Такое решение было принято после проверки банковского комитета ESG, который посетил объекты, провел консультации с клиентами, лидерами по гражданским правам, а также экспертами в области уголовного права и учеными. Общественность была недовольна условиями содержания заключенных и эмигрантов.

За рубежом тема ответственного инвестирования важна не только для частных, но и для государственных инвесторов. В начале августа Государственный пенсионный фонд Центрального банка Нидерландов поставил задачу снизить на 10% «углеродный след» своего инвестиционного портфеля и отказаться от вложений в акции табачных компаний и производителей оружия. Не инвестирует в табачную промышленность и Норвежский государственный пенсионный фонд, один из крупнейших в мире.

Всего в прошлом году уже 985 институциональных инвесторов из 37 стран исключили из-за несоответствия принципам ответственного финансирования из своих портфелей активы на сумму $6,24 трлн (рост на 25% по сравнению с 2016 г.), подсчитали аналитики PwC.

В России все только начинается

В нашей стране понятие ESG только входит в обиход участников финансового рынка. На Московской бирже в прошлом году был размещен лишь один выпуск зеленых облигаций на 1,1 млрд руб. Его разместила занимающаяся переработкой твердых коммунальных отходов в Западной Сибири компания «Ресурсосбережение ХМАО». Доходность при размещении – 9,76%, купон облигаций привязан к инфляции и ключевой ставке Банка России, организатор – ИК «Лидер».

В мире в прошлом году зеленых бондов было выпущено почти на $170 млрд (на 3% больше, чем годом раньше, при том что в 2017 г. объем таких размещений вырос скачкообразно – на 84%). А если учесть облигации, предназначенные для финансирования экологических и социальных проектов (sustainability bonds), индексные облигации устойчивого развития (sustainable development goals bonds) и социальные облигации (social bonds), то объем выпущенных на Цели устойчивого развития бумаг в прошлом году показал рост в 13%, достигнув $226,1 млрд, подсчитала некоммерческая организация в области зеленых финансов Climate Bonds Initiative.

Согласно результатам совместного исследования PRI и Института профессиональных инвесторов CFA (исследование проводилось с сентября 2017 г. по июль 2018 г., в нем участвовали в основном члены CFA Institute) из трех составляющих ответственного финансирования российские компании уделяют большое внимание вопросам корпоративного управления, но практически не интересуются аспектами социальной и экологической ответственности. По мнению 81% российских респондентов (всего было опрошено 35 компаний), вопросы корпоративного управления влияют на доходность акций больше, чем другие критерии. Лишь 11% опрошенных считают, что социальные факторы оказывали влияние на ценообразование финансовых инструментов, и только 7% полагают, что экологические факторы значимы для ценообразования на рынке акций, а также определяют доходность и спреды по облигациям. Вместе с тем российские участники рынка ожидают, что к 2022 г. роль социальных и экологических факторов вырастет, говорится в исследовании. Так, 30% респондентов считают, что социальные факторы будут оказывать влияние на цены на рынке акций, а также доходности и спреды по корпоративным и суверенным облигациям в 2022 г., а 26% полагают, что значимыми будут экологические факторы.

/Pixabay

Доходность или ответственность

В феврале 2019 г. шведский фонд Alfred Berg Ryssland (входит в группу BNP Paribas Asset Management), находящийся под консультированием «ТКБ Инвестмент Партнерс» и инвестирующий в российские акции, сообщил, что стал первым в мире фондом российских акций, который начал использовать ESG-фильтр для принятия решений об инвестировании в ценные бумаги компаний из России. В результате анализа часть компаний отсеивается, а с отдельными компаниями управляющие фонда ведут диалог, чтобы улучшить ESG-показатели. По методике Alfred Berg Ryssland около 10% из 80 компаний не проходит ESG фильтр, говорит представитель фонда.

Важны ли принципы ESG для банков?

Корпоративные клиенты МКБ проходят комплексную проверку, по результатам которой банк оценивает перспективы возможного сотрудничества, передал через представителя зампред правления банка (входит в топ-10 по размеру активов) Александр Казначеев. В МКБ, по его словам, есть список отраслей, которые исключены из системы финансирования или финансируются после дополнительного согласования с акционерами. МКБ требует от своих корпоративных клиентов соблюдать нормы природоохранного законодательства и бережного отношения к окружающей среде, а вместе с договором подписывается гарантийное письмо, в котором закрепляются обязательства клиента в части устойчивого развития. «ESG-риски прописаны в кредитной и инвестиционной политике Societe Generale – при принятии решения о сотрудничестве с компанией банк изучает, как ее деятельность влияет на окружающую среду и население. Экспертиза группы учитывается и Росбанком (дочерний банк группы. – «Ведомости&»)», – рассказывает «Ведомости&» директор департамента рынков долгового капитала Росбанка Татьяна Амброжевич. В ВТБ, втором по активам банке России, есть команды, ответственные за развитие стратегии корпоративной социальной ответственности и реализацию социальных проектов, сообщила пресс-служба банка. Ответственное финансирование – в числе ключевых направлений деятельности банка в этой области.

Отчетность для российских

Обязательство публиковать нефинансовую отчетность может появиться и в России. Оно распространится на госкомпании и бизнес с годовой выручкой более 10 млрд руб., а также компании, акции которых торгуются на биржах. Премьер Дмитрий Медведев утвердил концепцию развития публичной нефинансовой отчетности в России еще в 2017 г., Минэкономразвития летом 2019 г. внесло законопроект в правительство.

Основные проблемы, препятствующие активному внедрению ESG-инвестирования в российскую практику, – нехватка регламентированной системы раскрытия нефинансовой информации, отсутствие сильной базы институциональных инвесторов в лице пенсионных фондов и страховых компаний, а также недостаточная информированность рынка о проблематике ESG, следует из результатов опроса Института CFA и PRI.

«Накладывается и наличие у фондов не адаптированной под ESG фидуциарной ответственности – мы не можем игнорировать лучшие по соотношению риск/доходность активы, предпочитая им более экологически или социально «правильные», хотя и максимально избегаем инвестиций в токсичные активы», – говорит глава аналитического департамента пятого по объему накоплений НПФ «Сафмар» Евгений Биезбардис. Впрочем, в планах «Сафмара» в ближайшее время стать одним из лидеров среди НПФ по направлению governance, отмечает он. Например, фонд намерен в текущем году раскрыть больше информации о своей деятельности, чем этого требует регулятор, в том числе свой инвестпортфель вплоть до эмитентов, указывает он. По его мнению, поспособствовать популяризации ESG-критериев среди НПФ могло бы установление законодательных требований к репутации ESG-проектов (компаний, ценных бумаг) или льготных режимов для них.

Многие крупные эмитенты уже составляют нефинансовую отчетность, говорит управляющий директор Московской биржи по взаимодействию с ключевыми клиентами и эмитентами Анна Василенко. Главная сложность – в отсутствии господдержки принципов ESG, считает она: «По сути, российские эмитенты делают нефинансовую отчетность только для международных инвесторов». Благодаря национальным проектам есть шанс, что и российские инвесторы будут обращать внимание на составляющие компоненты ESG, надеется Василенко.

Для правильного позиционирования таких эмитентов на бирже создан сектор устойчивого развития для зеленых и социальных облигаций. Новый сектор будет способствовать более активному привлечению финансирования в проекты в области экологии, защиты окружающей среды и социально значимых инициатив, в том числе со стороны инвестиционных фондов, специализирующихся на таких инвестициях, говорит Василенко. Кроме того, Московская биржа в начале 2019 г. присоединилась к глобальной инициативе «Биржи за устойчивое развитие» (Sustainable Stock Exchanges), а в марте заключила соглашение о сотрудничестве с Российским союзом промышленников и предпринимателей – он ежегодно анализирует компании по критериям ESG, на основе которых теперь рассчитываются фондовые индексы устойчивого развития «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». &