Город внутри

Почему вкладывать только в инфраструктуру уже недостаточно

«Металлоинвест»
Фото: Пресс-служба «Металлоинвеста»

«В промышленности благодаря развитию технологий и цифровизации высококвалифицированные кадры приходят на смену низкоквалифицированным. У них высокие требования к работодателю и социально-культурной среде, в которой они живут», – говорит изданию «Ведомости&» директор по социальной политике и корпоративным коммуникациям «Металлоинвеста» Юлия Мазанова. Поэтому важны экологичная среда, возможности качественного образования для детей, ориентированная на человека система здравоохранения, способствующая развитию культурная жизнь, инфраструктура для занятий спортом и отдыха. «Именно поэтому «Металлоинвест» развивает комфортную городскую среду, создавая устойчивые города», – объясняет она.

Устойчивые города и населенные пункты – одна из 17 целей, зафиксированных в повестке дня ООН в области устойчивого развития до 2030 г. Ее в сентябре 2015 г. приняли лидеры 193 государств.

Города – это центры интеллектуальной деятельности, торговли, культуры, науки, производительности труда, описывает ООН. Но есть и проблемы – в том числе нехватка достойного жилья и деградация инфраструктуры. Будущее, которого мы хотим для всех, предполагает наличие городов с возможностями, доступом к основным услугам, жильем, транспортом и др., резюмирует ООН.

«Металлоинвест» поддерживает глобальные инициативы ООН с 2015 г., в том числе разделяет «17 Целей устойчивого развития», говорится в отчете об устойчивом развитии компании. В «зоне ответственности» «Металлоинвеста» четыре города: Железногорск – в Курской, Губкин и Старый Оскол – в Белгородской, Новотроицк – в Оренбургской области. В общей сложности на предприятиях «Металлоинвеста» в этих городах работает 40 000 человек (списочная численность персонала ключевых предприятий компании на конец 2018 г. – более 44 000 человек).

Курс на устойчивое развитие

В сентябре 2019 г. «Металлоинвест» объявил, что присоединился к Глобальному договору ООН – международной инициативе в сфере устойчивого развития и социальной ответственности бизнеса. Она объединяет более 13 000 участников почти из 160 стран, в том числе 58 – из России. «Крупному бизнесу, располагающему передовыми технологиями, принадлежит важная роль в рациональном использовании природных ресурсов, охране жизни и здоровья, развитии человеческого капитала, образования и науки», – цитировала компания гендиректора «Металлоинвеста» Андрея Варичева.

направил «Металлоинвест» на благотворительность и социальные инвестиции в 2018 г.

В 2018 г. компания опубликовала свой первый «Отчет об устойчивом развитии», который пришел на смену «Отчету о корпоративной социальной ответственности» (нефинансовую отчетность компания публикует с 2009 г.). «Устойчивое развитие становится основой бизнес-стратегии компании», – отмечал в нем председатель совета директоров «Металлоинвеста» Иван Стрешинский. Инвестиции в развитие регионов присутствия при поддержке и участии местных сообществ – часть этой стратегии.

Подобные проекты были у компании всегда, но теперь поменялись акценты, говорит Мазанова. «Мы помогали отдельным категориям населения, ежегодно планировали и реализовывали текущие проекты совместно с администрацией города и области, – объясняет она. – Сегодня мы понимаем, что годовой горизонт планирования не оптимален для реализации комплексных проектов. Поэтому мы переходим к формированию долгосрочных программ пространственного развития. Новые формы сотрудничества направлены на поступательное развитие территории и устойчивое взаимодействие всех, кто заинтересован в улучшении качества жизни в городе».

Инвестировать надолго

Социальные инвестиции будут эффективнее, если вовлекать жителей и некоммерческие организации в определение круга задач, требующих решения: чтобы создать устойчивую стратегию развития, ее нужно наполнить жизнью, она не должна быть оторванной от реальной повестки и потребностей людей, объясняет логику вложений «Металлоинвеста» представитель компании.

Поэтому с 2018 г. компания особое внимание уделяет коммуникации между всеми заинтересованными сторонами, продолжает он: «Мы анализируем точки роста в городах, проблемные зоны, проводим дополнительные исследования и на основании полученной информации формируем предложения в общую повестку по развитию городов».

Устойчивое развитие

Этот термин впервые появился в 1987 г. в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Согласно формулировке из этого документа при устойчивом развитии «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». Концепция устойчивого развития объединяет три подхода: экономический, социальный и экологический. Они должны рассматриваться сбалансированно.

«Металлоинвест» приглашает экспертов, которые проводят обучение и делятся опытом, рассказывают о современных технологиях в социальной сфере.

Один из примеров нового подхода – рассчитанная на пять лет комплексная программа пространственного развития в Губкине. До конца года в городе планируется провести форум Social Impact Days. На нем команды международных экспертов и местных активистов разработают свои кейсы и прототипы решений ключевых проблем города. Затем эти проекты будут реализовываться совместно с «Металлоинвестом». Этот форум – совместный проект компании с фондом Роберта Боша и общественным объединением MitOst, которое занимается развитием языковых и межкультурных коммуникаций в странах Центральной и Восточной Европы.

Наполнить жизнью

«Яркие события в культурной жизни малых городов вызывают особый интерес жителей. Поэтому задача компании – не просто развивать инфраструктуру, но и наполнить ее событийной жизнью, образовательными и культурными проектами. Это можно сделать только вместе с партнерами», – говорит Мазанова.

Пример нового подхода компании к развитию инфраструктуры – реконструкция городского парка им. Никитина в Железногорске. Парк заложили в 1960-х гг. вскоре после основания города, но в последнее время он был заброшен: аттракционы не действовали, фонтан не работал, территория не чистилась.

Компания решила еще на этапе проектирования вовлечь в проект реконструкции парка жителей – спросить, как бы они хотели изменить пространство, как сделать его современным, востребованным. В результате дискуссий и социологических исследований был разработан комплексный проект развития территории парка стоимостью более 300 млн руб.

Проект реализуется третий год и сейчас обсуждаются форматы участия горожан, наполнение пространства собственными мероприятиями, привлечение бизнес-сообщества для реализации новых интересных проектов, рассказывает представитель «Металлоинвеста».

В Старом Осколе 19 июля 2019 г. ко Дню металлурга открылась реконструированная набережная. «Городу не хватало знакового объекта и точки притяжения, – говорит представитель компании. – Поэтому мы поддержали инициативу жителей и администрации города. А теперь мы наблюдаем, как качественная среда меняет восприятие людей. Жители города по-другому оценивают свои возможности». В ремонт компания вложила 139 млн руб.: старые конструкции демонтировали, одного только бетона уложили 2000 куб. м.

Набережную уже обжили местные предприниматели, а город собирается выкупить стоящую на ней кирпичную мельницу (первое промышленное здание), вернуть ей исторический вид и создать там общественное пространство.

Чтобы привлечь детей и родителей в парк аттракционов «Чудо-юдо-град», понадобилась волонтерская программа. В парке есть площадка для детей с ограниченными возможностями, которую «Металлоинвест» построил вместе с городом. «В какой-то момент стало понятно, что родители не приводят туда детей, и это вопрос отношения общества к детям-инвалидам, – рассказывает Мазанова. – Тогда работники Лебединского ГОКа запустили волонтерский проект «Доступная игра». Его участники помогли родителям и детям освоить эту площадку, и она ожила».

Культура устойчивого развития

«Культура способна сделать наши города более процветающими, безопасными и устойчиво развивающимися», – говорится во Всемирном докладе ЮНЕСКО «Культура: будущее городов», представленном в 2016 г.

Основной партнер «Металлоинвеста» по культурным проектам – платформа «Арт-окно», которую развивает благотворительный фонд основателя компании Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Платформа выросла в 2019 г. из одноименного фестиваля искусств, учрежденного фондом два года назад.

«Металлоинвест»

ведущий производитель и поставщик железорудной продукции и горячебрикетированного железа на мировом рынке, один из региональных производителей высококачественной стали. Компания обладает вторыми по величине в мире разведанными запасами железной руды и имеет одни из самых низких показателей себестоимости производства железорудного сырья.
Выручка в 2018 г – $7,2 млрд, чистая прибыль – $1,6 млрд. 100% акций «Металлоинвеста» контролируется ООО «Холдинговая компания ЮэСэМ», основными бенефициарами которого являются Алишер Усманов (49%) и Владимир Скоч (30%), указано на сайте компании.

«Основа программы культурной платформы «Арт-окно» – проекты в области культуры, которые, формируя новое мышление горожан, способствуют развитию территорий», – говорится на сайте платформы. Ежегодно команда платформы реализует более 200 культурных мероприятий.

«Мировой опыт свидетельствует, что основа позитивных изменений в городах – совместная созидательная деятельность его жителей. Именно развитые и активные городские сообщества в долгосрочной перспективе могут значительно влиять на будущее городов. «Арт-окно» – платформа для коммуникации, объединения и поддержки лидеров городских культурных сообществ», – сказано на сайте культурной платформы.

«Наши проекты во многом нацелены на молодежь, – говорит заместитель директора фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан. – Сегодня молодые люди часто покидают малые города в поисках драйва и новых смыслов, не находя их на местах. Культура в регионе играет первостепенное значение: она либо создает условия для самореализации человека, либо побуждает его искать более благоприятную социокультурную среду. Мы же стремимся создать для людей лучшие условия в их родных городах – познакомить с мировым наследием живописи, классикой театра и музыки, а также поддержать местные культурные инициативы – это, пожалуй, самое важное, так как дает развитие людям, городу, региону, стране».

Среда для новых кадров

Один из ключевых вызовов для всех моногородов – создание альтернативных рабочих мест. В 2012 г. «Металлоинвест» инициировал проект «Школа предпринимательства», помогающий начать свой бизнес. Программа включает самые разные формы поддержки – образовательные программы, беспроцентные займы, гранты, помощь в подготовке инвестиционных заявок и даже в ведении бухучета.

Так, в Новотроицке по мере запуска на «Уральской стали» современных производственных мощностей встал вопрос о новом качестве среды для жизни. Социальное предпринимательство стало важным инструментом в расширении и улучшении сферы услуг в городе.

Благодаря «Школе предпринимательства» в Новотроицке созданы десятки новых рабочих мест: появились частные логопедические кабинеты, новые детские клубы, где можно оставить ребенка, антикафе и коворкинги.

«В последние годы жители все чаще проявляют свою активность, готовы не только говорить о своих мечтах и желаниях, но и самостоятельно включаться в их исполнение. Конечно, потребуется время на то, чтобы вырастить новое поколение предпринимателей, но мы уже сделали первые шаги на этом пути», – рассказывает представитель «Металлоинвеста».

Привлечь молодых и заслуженных

Еще один компонент социальной стратегии «Металлоинвеста» – корпоративное волонтерство. «Наша позиция – поддержка инициативы и позитивной активности сотрудников компании. Для нас важна каждая выигравшая сторона, и мы заинтересованы совместно строить и развивать волонтерские проекты», – подчеркивает Мазанова. Сейчас в компании более 800 волонтеров.

В Старом Осколе, например, волонтеры активно помогают приютам для животных: помимо регулярной поддержки они организуют рок-концерт в защиту бездомных животных, который уже стал городской традицией.

Волонтеры программы «Откликнись!» помогают заповедникам, работают со школьниками, поддерживают людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

«В 2019 г. у нас появилась программа для «серебряных волонтеров». Участие в волонтерских мероприятиях программы «Откликнись!» помогает молодым и активным сотрудникам увидеть новые возможности для профессионального и личностного роста, позволяет попробовать, свои силы, увидеть реальные результаты своей деятельности», – рассказывает представитель «Металлоинвеста». &

Текст: Полина Сурнина

Другие выпуски

25 декабря 2019

Инвестиции: Стратегия-2020

Партнер проекта:
«Сбербанк Управление Активами»
№65 от 23 декабря 2019

Умный город

Партнеры проекта:
«Авито»
«МегаФон»
«Группа Эталон»
№63 от 18 декабря 2019

Строим просто

Партнер проекта:
«АНО «Московский урбанистический форум»»
№61 от 09 декабря 2019

«Сколково»: от идеи до реальности

Партнер проекта:
«Фонд «Сколково»»
№60 от 09 декабря 2019

Школа будущего

Партнер проекта:
«Группа компаний «Просвещение»»
№59 от 05 декабря 2019

Индустрия 4.0: цифровое завтра

Партнер проекта:
«Металлоинвест»
Показать больше выпусков