Алексей Козлов: «Инвесторы хотят знать наверняка, не вредит ли проект, в который они вкладываются, обществу и экологии»

Фото: Пресс-служба «Сибура»

Помню, в книге «Фактор пять» говорилось, что с современным уровнем потребления ресурсов и энергии нам необходимо пять планет, чтобы материально обеспечить на достойном уровне потребности каждого из 7 млрд жителей Земли. Но пяти планет у нас в запасе нет, а значит, нет и другого выхода, кроме как в 5 раз повысить эффективность использования ресурсов.

Какого прогресса мы достигли на этом пути, призваны продемонстрировать ESG-рейтинги компаний (расшифровывается по первым буквам аббревиатуры - Environmental, Social and corporate Governance). Они оказывают все большее влияние на повседневную жизнь бизнеса. Инвесторы хотят знать наверняка, не вредит ли проект, в который они вкладываются, обществу и экологии, содействует ли он достижению Целей устойчивого развития, утвержденных ООН.

Приятно наблюдать, что, несмотря на кажущуюся на первый взгляд амбициозность подхода и даже некоторую его оторванность от реалий современного прагматичного мира, с каждым годом он находит все большее практическое применение. Мы наблюдаем интеграцию ESG-факторов в банковские практики и продукты – стоимость кредита все чаще привязывают к ESG-рейтингу компании. По данным EY, 97% инвесторов проводят либо неформальную оценку показателей ESG, либо анализ нефинансовых данных о своих контрагентах. ESG-рейтингами интересуются клиенты. Иными словами, управление ESG-факторами из опциональной визионерской категории все больше переходит в рабочую текучку для операционных департаментов компаний.

Однако пока механизм ESG-рейтингов далек от совершенства. Субъективность и закрытость методик расчета способны сбить с толку, а значит, сбить с курса начинающих штурманов в сфере устойчивого развития. Скажем, FTSE дает General Motors и ExxonMobil более высокий рейтинг, чем популярному лидеру в сфере производства экологичного автотранспорта Tesla. Причина в том, что агентство смотрит на использование энергии самими компаниями и их поставщиками, а вовсе не на их продукцию. К электрокарам, кстати, тоже есть вопросы: заряженный от угольной электростанции электрокар сильно проигрывает с точки зрения экологичности современному двигателю внутреннего сгорания.

Схожая проблема и в отношении нефтехимического сектора. Рейтинговые агентства неоднозначно трактуют утилизацию попутного нефтяного газа (ПНГ) в качестве деятельности, способствующей сокращению выбросов парниковых газов. Так, «Сибур» перерабатывает ПНГ, предотвращая его сжигание в объеме, равном половине годовых выбросов отечественного автотранспорта. Сокращается выброс парниковых газов – CO2 остается «связанным» в экологичной продукции и не поступает в атмосферу. Предстоит значительная работа по унификации понимания данных физико-химических процессов среди рейтинговых агентств.

Итоги недавнего опроса, проведенного S&P Global Ratings среди более 200 зарубежных институциональных инвесторов, показали: 60% респондентов высказались за необходимость стандартизации информации о ESG-факторах. При этом 70% опрошенных считают, что национальные регуляторы могут оказать существенную поддержку данному процессу.

В России пока нет системного подхода к проблеме формирования ESG-рейтингов. В то же время представляется, что даже такой «мирный» инструмент может стать элементом протекционизма и дискриминации, в том числе, как это нередко происходит, по страновому критерию. Значит, нам важно не оказаться среди догоняющих, а, опираясь на потенциал нашей науки, занять достойное место в методологии процессов, призванных обеспечить лучшее будущее человечеству. &

Автор – член правления – управляющий директор «Сибура»

Другие выпуски

№55 от 09 октября 2019

Такси: новая мобильность для России

Партнеры проекта:
«РАЭК»
«Общественный совет по развитию такси»
№53 от 02 октября 2019

Устойчивое развитие

Партнеры проекта:
«ЕВРАЗ»
«Металлоинвест»
«Норникель»
«Сибур»
№51 от 03 сентября 2019

Сахалин: вкладывая в развитие

Партнер проекта:
«Сахалин Энерджи»
Показать больше выпусков