Магнит в Заполярье

Как привлекать и удерживать сотрудников, если твое главное предприятие расположено в далеком городе

«Норникель»
Фото: Пресс-служба Nordstar

Расположенный за полярным кругом Норильск – один из пяти самых северных городов мира с численностью населения более 100 000 человек. В России таких всего два – Норильск и Мурманск.

Любая крупная компания заинтересована в удержании квалифицированных сотрудников и привлечении талантливых молодых специалистов. Если, как у крупнейшего в мире производителя никеля и палладия – «Норникеля», основное предприятие расположено в далеком заполярном городе (в 2018 г. в Норильском промышленном районе работало почти 70% сотрудников компании), эта задача многократно усложняется. Что делать в этой ситуации? Климат изменить нельзя, но можно поменять в лучшую сторону сам город, решили в «Норникеле» и создали для этого специальную некоммерческую организацию. Города будущего должны предоставлять своим жителям разные возможности, давать доступ к услугам, жилью и транспорту – такова одна из 17 Целей устойчивого развития, которые приняли все страны – участники ООН.

приняло участие в 35 мероприятиях, которые организовало АРН в 2018 г. За год АРН реализовало 21 проект, говорится в «Отчете об устойчивом развитии» «Норникеля»

«Норильск изолирован. В город можно попасть двумя способами: на самолете или по Северному морскому пути, это высокие транспортные издержки. Город не встроен в транспортную инфраструктуру – это тупиковый порт, не транзитный. Он появился на карте только благодаря металлургии. Девять месяцев зимы ведут к безумным расходам на отопление. Ведение бизнеса во многих сферах очень дорого», – рассказывает директор департамента социальной политики «Норникеля» Светлана Ивченко.

Из-за этих особенностей жители Норильска вкладывают свои средства в экономику других регионов: привозят товары после длительных отпусков (они длятся по 60–90 дней с учетом северных и прочих надбавок. – «Ведомости&»), продолжает она. Другие приезжают в город заработать деньги на 5–10 лет, но не покупают в нем недвижимость. Цены здесь выше, сервис хуже, услуги дороже, чем в Москве и Петербурге.

Городу нужна альтернативная экономика, построенная на уникальных ресурсах, именно этим и занимается «Норникель» с партнерами, говорит Ивченко: «Но в прошлые годы мы с городом больше занимались латанием дыр, а не стратегией».

Качественная городская среда, по сути, часть совокупного предложения, которое компания делает потенциальным сотрудникам, отмечает Ивченко. Поэтому планы по развитию города были включены в принятую шесть лет назад общую долгосрочную стратегию «Норникеля» на период до 2030 г.

182 100 человек

будет жить в Норильске к 2035 г., предполагает мастер-план города

Агент развития

Для металлургической компании городское развитие – непрофильный вид деятельности, а городская администрация в первую очередь занята решением текущих проблем и зависит от бюрократических процедур, например систем согласования решений и распределения бюджетов, рассказывает Ивченко.

Именно поэтому было решено создать специальную некоммерческую организацию – Агентство развития Норильска (АРН). Его в 2017 г. учредили «Норникель», администрация Норильска и благотворительный фонд Владимира Потанина. На первом этапе над проектом работало несколько человек, за два года работы АРН увеличило штат с 5 до 15 сотрудников, которые не имеют отношения к металлургии.

АРН участвует в создании новых общественных пространств в Норильске – современного многофункционального городского пространства в здании бывшей технической библиотеки и парка отдыха «Озеро Долгое». Он строится на месте заброшенного пустыря – обустройство территории площадью более 20 га должно завершиться к 2023 г.
АРН разработало проект пространства, предусмотрев в парке, например, точки общепита и велопрокаты, и проектно-сметную документацию, а благоустройством территории занималась администрация города. Так устроено большинство проектов агентства, чтобы их дальнейшей поддержкой могла заниматься местная администрация или частный бизнес, рассказывает Миронов.
По такой же схеме будет создан этнопарк на Таймыре, а лыжная база в Норильске будет преобразована в круглогодичный спортивно-рекреационный комплекс: АРН разработает дизайн и проектно-сметную документацию, город будет реализовать проект за счет своего бюджета.

Миссия АРН – создавать условия для развития сервисной экономики в Норильске, повышая качество жизни в городе, и продвигать локальные продукты и услуги на внешних рынках. Агентство рассчитывает создать условия для устойчивого социально-экономического развития и роста человеческого капитала.

АРН привлекает средства как от учредителей, так и из других источников. В 2018 г. агентство, согласно отчету, потратило 161 млн руб. Значительная часть этой суммы – деньги «Норникеля», благотворительного фонда Владимира Потанина, а 8,6 млн руб. – средства фонда «Достоинство» (его учредитель, по данным ЕГРЮЛа, – Анна Федермессер), говорит директор АРН Максим Миронов.

Агентство выбрало для себя пять основных направлений работы: развитие бизнес-среды, развитие городской среды, развитие туризма, реализацию социокультурных и образовательных программ и привлечение инвестиций. Эти направления выбраны потому, что учитывают интересы всех сторон – жителей, бизнеса, администрации и градообразующего предприятия, объясняет Ивченко.

Мировая практика

Агентства развития – распространенная практика создания площадок для координации совместной работы разных уровней власти, бизнеса и граждан, подобные структуры есть во многих странах. Они появились во Франции в 1960-х как ответ на вызовы стремительной поствоенной урбанизации, объясняет урбанист, автор Telegram-канала «Здоровые города» Артем Герасименко. Например, такие структуры есть в Великобритании и Канаде. Агентство штата Миннесота предлагает гранты на развитие своим малым городам. В Индии аналогичные структуры реализуют программу реновации в 500 приоритетных городах – с фокусом на доступе к воде, общественным пространствам и транспорту, перечисляет Герасименко.

Помочь развитию туризма могут и образовательные проекты АРН, рассказывает Миронов.
Летом в Норильске на стадионе «Заполярник» проходит гастрономический фестиваль «Север». Для подготовки местных предпринимателей к фестивалю, который длится два дня, приезжают шеф-повара из Москвы (в этом году, например, были команды из Selfie и «Северян») и Санкт-Петербурга. В 2019 г. число участников фестиваля выросло с 20 до 30, а количество посетителей – с 23 000 до 35 000 по сравнению с прошлым годом. Гастрофестиваль дает возможность местным предпринимателям в сфере общепита заявить о себе, посоревноваться в разнообразии меню и повысить уровень сервиса благодаря консультациям экспертов, приглашенных АРН, говорит Миронов.
В ноябре в Норильске и Дудинке на семи фестивальных площадках проводят этнический праздник «Большой Аргиш», задача которого – популяризация культуры малочисленных народов Таймыра. Этот фестиваль включает более 30 мероприятий, активностей и акций – от катания на оленьих упряжках, специальных меню в ресторанах до VR-спектаклей и световых шоу.
В Дудинке при поддержке АРН в этом году провели фестиваль подледной рыбалки на Енисее, на котором в ловле рыбы могли посостязаться не только профессиональные рыбаки, но и любители. А в Норильске летом прошел международный фестиваль уличных искусств «АРкТика». Результатом стали преобразованные фасады жилых домов. Авторы арт-фасадов – известные российские и зарубежные художники.

«Многие российские агентства развития территорий сфокусированы на решении проблем моногородов – смена технологического уклада ведет к большей автоматизации, а значит, к повышению безработицы и обеднению населения. Для улучшения ситуации агентства вкладываются в запуск малого и среднего бизнеса, снимают зависимость от градообразующего мероприятия, поддерживают социальное предпринимательство и популяризуют созданные федеральными властями механизмы снижения налогов», – рассказывает Герасименко.

Местные власти не справляются без агентств из-за проблемы кадров: талантливые молодые люди покидают свои города и едут в Москву в поисках более высокого качества жизни. «Для разработки и реализации современных качественных проектов нужен широкий набор компетенций, и они не всегда востребованы на постоянной основе, так что в штате местных властей просто может не быть нужных людей», – говорит Герасименко.

Город для людей

АРН работает с городскими сообществами и активными горожанами, говорит Миронов.

В 2018 г. был запущен проект «Социальный портрет горожанина». Исследование проводилось по заказу АРН с помощью онлайн-опроса, самыми активными участниками стали жители города в возрасте от 26 до 50 лет, работники «Норникеля» и муниципальные служащие.

направил в 2018 г. «Норникель», по собственным данным, на социальные программы, благотворительность и социальную инфраструктуру во всех городах присутствия. Половина этой суммы – расходы на льготы и соцпрограммы для персонала, около 7 млрд руб. – благотво-рительность, 4,4 млрд руб. – спонсорство спортивных проектов, остальное – развитие, содержание и ремонт социальной инфраструктуры и вложения в «прорывные инфраструктурные проекты»

Горожане могли подробно высказаться по вопросам развития городской среды, бизнеса, экономики, активного досуга, методов управления и предпринимательства. Самые популярные предложения – создать купол-сад, проложить велодорожки, заняться сортировкой мусора и улучшить условия для стартапов. В «облаке слов», собранном исследователями по итогам запросов граждан, лидировали словосочетания «строительство нового жилья», «повышение качества услуг», «озеленение города», говорит Миронов. Одновременно выяснилось, что 36,27% горожан готовы уехать из города при появлении возможности – в основном из-за экологии.

Один из проектов АРН – мастер-план Норильска. Это план развития города на ближайшие 10 лет, рассказывает Миронов, основа стратегического пространственного планирования города, в нем сформулированы сегодняшние преимущества и проблемы развития и приоритетные направления градостроительной политики. Мастер-план разработал петербургский Институт территориального планирования «Урбаника». 13% жилого фонда Норильска (в этих домах живет 27 000 человек) требуют сноса, реконструкции или капитального ремонта, еще 30% он понадобится в течение 20 лет, если уже сейчас не заняться поддержанием несущих конструкций, говорится в презентации мастер-плана (есть на сайте агентства). Среди приоритетных проектов мастер-плана не только строительство жилья, но и развитие транспорта, общественных пространств. АРН не будет финансировать строительство домов, но может содействовать включению проектов в программы строительства и реновации, говорит Миронов.

Другой проект АРН – «Кухня городских идей». Это площадка для обсуждения инициатив местных сообществ. В формате мозгового штурма с командой АРН гости «Кухни» смогут конкретизировать идею, определить ресурсы для ее воплощения, найти партнеров. Но реализация проектов – зона ответственности их инициаторов.

Полярная ночь для туристов

В 80 км от Норильска находится плато Путорана, включенное в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Попасть на плато можно только через Норильск – по воде или на вертолете, рассказывает Миронов. Плато Путорана входит в состав туристско-рекреационного кластера «Арктический» – проект АРН, разработанный совместно с администрациями Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Планируется, что Норильск станет центром культурно-познавательного туризма и промышленного, Дудинка – событийного и этнографического, а плато Путорана – экстремального и экологического.

Но для этого нужны вложения в инфраструктуру и обучение персонала, говорит Миронов. Чтобы их привлечь, АРН с администрациями Норильска и Таймыра при поддержке Агентства по туризму Красноярского края сформировали заявку в Ростуризм для участия в федеральной целевой программе развития туризма на 2020–2025 г. (край уже подал заявку). Финансирование по этой программе совместное, т. е. на каждый рубль из федерального бюджета нужно привлечь 2,2 руб. внебюджетных средств, рассказывает Миронов. Стоимость всех инвестиционных проектов кластера оценивается в 4 млрд руб., четверть из которых предполагается покрыть за счет федеральной программы, сообщал ТАСС.

Вдохновительница урбанистики
Одной из первых в мире о необходимости развивать города в интересах удобства и развлечения горожан заговорила американская писательница Джейн Джейкобс. Ее книга «Города и благосостояние наций» 1984 г. заявила о том, что города, а не страны были центрами развития экономики на протяжении всей истории человечества. Супруга архитектора Роберта Джейкобса, писатель-фрилансер, позже – редактор Архитектурного форума, в 1950-е она много критиковала традиционное городское планирование в выступлениях в Гарварде и в заметках в журнале Fortune.

В своей заметке в Fortune «Центр города для людей» она указывала, что:
главным интересантом при проектировании или обновлении города должен быть горожанин и его занятия;
архитекторы ошибочно концентрируются на планировании целых кварталов, а не отдельных улиц, потому что улицы важнее для бизнеса (трафик и соседство с компаниями внутри улицы, а не квартала) и для горожанина (на прогулке он видит только одну улицу, а не весь квартал);
большинство проектов городов убивают их индивидуальность, особенную топографию;
городским районам не стоит оставлять только один вид деятельности (театральный район, деловой район), тогда жизнь будет кипеть в них и днем, и ночью, что будет стимулировать бизнес. В пример Джейкобс приводит 57-ю улицу Нью-Йорка, которая активно живет днем – из-за офисных помещений разных размеров – и ночью – благодаря музыкальным, танцевальным и драматическим студиям Карнеги-холла;
самое главное – будет ли после обновления в городе весело, любопытно и интересно ходить по улицам пешком.

Проекты для бизнеса

Местным бизнесменам агентство оказывает в первую очередь информационную и экспертную поддержку. У АРН есть Центр готового бизнеса и франчайзинга. Это база франшиз, отобранных агентством с учетом специфики города и их надежности. В мае 2019 г. заработал портал «Бизнес-навигатор» – на нем собрана информация о доступных для аренды помещениях и сведения о насыщенности районов тем или иным видом услуг, например кафе. Наконец, АРН помогает предпринимателям правильно оформлять документы для получения кредита от Агентства развития бизнеса Красноярского края по льготной ставке до 10% годовых (в зависимости от суммы займа и обеспечения), рассказывает Миронов. Судя по сайту creditforbusiness.ru, обычные ставки кредитов для бизнеса в Норильске начинаются от 9,9%.

В свободное плавание

Задача АРН – создать базовые условия, благодаря которым бизнес сможет эффективнее работать, а город – разрабатывать проекты и привлекать финансирование в том числе по федеральным целевым программам (например, касающимся развития моногорода, туризма, спорта), говорит Ивченко. «Норникель», по ее словам, готов выступать по ним соинвестором.

В итоге АРН должно стать аналогом проектного офиса – не заниматься организацией проектов, а формировать команды для их реализации, консультировать, говорит начальник управления благотворительных программ «Норникеля» Игорь Сухотин.

(данные на конец IV квартала 2018 г.) участвовали в исследовании «Социальный портрет горожанина», которое по заказу АРН было проведено в 2018 г., говорит Миронов. На результаты этого опроса агентство ориентируется при реализации проектов

При создании АРН «Норникель» изучил опыт Агентства городского развития Череповца – аналогичной структуры, которую 20 лет назад создали «Северсталь» и администрация города. Тогда основная масса трудоспособных людей – около 60 000 горожан (при населении 324 000 человек) – работала на Череповецком металлургическом комбинате (структура «Северстали»). Перед командой агентства стояла задача сделать так, чтобы при сокращениях они не остались без работы. Так появилась программа «Самозанятость», позже трансформировавшийся в «Школу молодого предпринимателя», курс, итогом которого должно стать создание проекта бизнеса, вспоминает глава череповецкого агентства Оксана Андреева.

В 2018 г. 55,4% бюджета агентство выручило от продажи услуг (консалтинговых, бухгалтерских, юридических, образовательных), говорит Андреева. Около 25% вложила «Северсталь», остальное – мэрия города. Число субъектов малого и среднего предпринимательства с 2014 по 2018 г. выросло в городе с 19 000 до 22 300, а полученные от них налоги – с 427 млн до 626 млн руб., по данным Агентства городского развития.

Оценить вклад программ АРН можно будет через пять лет, говорит Ивченко, по объему софинансирования и успешно реализованным проектам. &

Текст: Ольга Волкова, Анна Богомолова

Другие выпуски

25 декабря 2019

Инвестиции: Стратегия-2020

Партнер проекта:
«Сбербанк Управление Активами»
№65 от 23 декабря 2019

Умный город

Партнеры проекта:
«Авито»
«МегаФон»
«Группа Эталон»
№63 от 18 декабря 2019

Строим просто

Партнер проекта:
«АНО «Московский урбанистический форум»»
№61 от 09 декабря 2019

«Сколково»: от идеи до реальности

Партнер проекта:
«Фонд «Сколково»»
№60 от 09 декабря 2019

Школа будущего

Партнер проекта:
«Группа компаний «Просвещение»»
№59 от 05 декабря 2019

Индустрия 4.0: цифровое завтра

Партнер проекта:
«Металлоинвест»
Показать больше выпусков