Подарите «Ведомости»
Номер 53 от 03 октября 2019
Партнер материала «ЕВРАЗ»

Как корпорации развивают городские сообщества

Что такое «умный город 2.0» и зачем он российскому бизнесу

Корпоративные инвестиции становятся заметной частью городского ландшафта. Компании вкладываются в социальные проекты, и этот тренд будет укрепляться: бизнес становится важным участником формирования городской среды нового типа.

Доля некоммерческих организаций, которые получали средства от бизнеса, с 2010 г. увеличилась вдвое до 29%. Бизнес стал третьим по значимости источником финансирования для некоммерческого сектора после частных пожертвований и членских взносов, говорилось в исследовании ВШЭ «Источники финансирования НКО в России» за 2010–2017 гг.

Рост участия корпораций в социальной сфере – часть глобального тренда. Появилось даже понятие «умного города 2.0» – во главе таких децентрализованных городов находится человек, а интеллектуальные технологии используются как инструменты решения социальных проблем, удовлетворения потребностей жителей и повышения их вовлеченности. Корпорации будут неотъемлемой частью таких «умных городов 2.0», пришли к выводу эксперты Deloitte в обзоре «Силы перемен: умные города». Причем в улучшении экономической, образовательной, культурной среды в городах заинтересованы сами корпорации, отмечают они: увеличение населения требует нового качества городской среды, а чем выше уровень жизни в поселении, тем больше шансов привлечь туда высококвалифицированных работников.

направил ЕВРАЗ в 2018 г. на социальные и благотворительные программы, содержание социальной инфраструктуры

Научить жить и поддержать материально

Если в столичных городах формирование комфортной среды идет преимущественно за счет местного бюджета, а стратегию разрабатывают ведущие консалтинговые компании, то в регионах функции консультанта и финансиста в диалоге с местными властями часто берут на себя крупнейшие работодатели.

Одна из первых в России программ, нацеленных на развитие социальных проектов в городах, – у ЕВРАЗа. Компания еще в 2007 г. утвердила «Основные направления социальных инвестиций»: все вложения должны быть направлены на укрепление и развитие партнерских отношений с деловыми кругами и местными сообществами. ЕВРАЗ, говорится в документе, поддерживает проекты, повышающие уровень качества жизни в регионах, где расположены его предприятия и офисы.

Помимо привычной для крупнейших компаний работы – оказания благотворительной помощи, финансирования спортивной и образовательной активности – ЕВРАЗ развивает и навыки социального проектирования у горожан.

С 2007 г. компания организует грантовый конкурс «Город друзей – город идей». НКО, муниципальные учреждения и жители могут получить грант на проекты по развитию городского пространства и культуры, охране окружающей среды. Сегодня программа действует в Качканаре (где она и стартовала), Нижнем Тагиле, Новокузнецке и Междуреченске. Максимальная сумма гранта в ряде случаев может достигать 500 000 руб. В 2018 г. 51 проект получил сертификаты суммарно на 14,5 млн руб.

Есть у ЕВРАЗа и другой схожий по направленности, но ориентированный на молодую аудиторию кейс. Школьники разрабатывают проекты по улучшению городов в программе «Детский форсайт» – ее компания уже второй год реализует совместно с Фондом социальных инвестиций. В этом году в программу вовлечено более 200 школьников. Они проходят тренинги и мастер-классы от авторов успешных социальных инициатив, а проекты защищают перед комиссией, включающей мэров, местных предпринимателей, руководителей учебных заведений, представителей общественности и ЕВРАЗа. Лидеры форсайта участвуют в тематической смене АСИ «Кадры будущего для регионов» на Черном море. Результаты проектов школьники представляют в конце года на городских фестивалях.

«Мы считаем, что нужно поддерживать инициативы, исходящие от жителей, – говорит представитель ЕВРАЗа. – Поддержка не обязательно должна быть материальной – например, молодежь важно научить тому, как организовывать проектный процесс, находить ресурсы и работать в команде».

Три проекта для активной жизни

«Возрождение парусного спорта в Нижнем Тагиле»

Автор – Дмитрий Винокуров (врач, занимается любительским парусным спортом)

Дмитрий Винокуров занимается парусным спортом с 2010 г., у него есть свидетельство яхтенного рулевого 2-го класса и удостоверение шкипера от международной ассоциации яхтенных школ ISSA. Он помогает нижнетагильской муниципальной парусной секции – она базируется на городском пруду. Секция была основана в 1958 г., и с тех пор там остались десятки старых неотремонтированных яхт советского производства. Занималось в секции всего около 10 детей.

Для возрождения клуба Винокуров и его коллеги из организации «Город добрых людей» подали заявку на грант ЕВРАЗа и получили 500 000 руб. Эти деньги пошли на закупку расходных материалов для ремонта 15 яхт. Теперь у клуба есть суда для всех возрастов – от семилетних детей до взрослых. Удалось отремонтировать пирс, оборудовать теплый учебный класс и две раздевалки. После ремонта количество участников парусной секции выросло до 100 человек. В июле Нижний Тагил впервые принял первенство Свердловской области по парусному спорту – соревновались дети от 8 до 17 лет на яхтах классов «Оптимист», «Луч-мини» и «Кадет» (соревнования также прошли при поддержке ЕВРАЗа). А в начале августа удалось провести гонку в честь Дня города – приехало 60 детей из близлежащих городов. На следующий сезон поддержку проекту окажет городская администрация, говорит Винокуров, это позволит детям принимать участие в соревнованиях по всей стране и получать спортивные разряды.

«Кинолето» (Междуреченск)

Автор – Гульнара Четверухина (директор гимназии № 6 им. С. Ф. Вензелева)

В гимназии есть небольшая видеостудия – школьники вместе с педагогами делали в ней короткие фильмы. Чтобы смотреть эти картины вместе, они решили создать мобильный кинотеатр на несколько десятков человек. А затем пришли к идее бесплатно показывать еще и мировую киноклассику для учеников и преподавателей гимназии и для жителей микрорайона. Одной из целей было создать сообщество кинолюбителей, в котором просмотренные фильмы можно было бы обсудить. С этим проектом гимназия выиграла грант ЕВРАЗа – 300 000 руб. В основном деньги ушли на закупку оборудования для мобильного кинотеатра – в первую очередь экрана и проектора. Площадку оборудовали прямо на территории гимназии, на большом крытом крыльце. Сеансы устраивали по вторникам и четвергам, дважды в день. Посетителей приглашали с помощью листовок – их распространяли ученики гимназии. Они же опрашивали людей, что они хотели бы посмотреть. Запросы были разные – от фильма «Джентльмены удачи» до сериала «Игра престолов». Но для просмотра брали только архивные картины со свободной лицензией со специализированных сайтов. Такой подход позволил избежать конкуренции с местными коммерческими кинотеатрами – их представители проявляли беспокойство на старте проекта. Больше всего зрителей приходит на старые советские фильмы и мультфильмы. Максимальное количество зрителей, которое собирал киносеанс, – 60 человек. На утренние сеансы приходит больше семей с детьми, на вечерние – взрослые люди, в основном жители микрорайона. Клуб кинолюбителей также начал формироваться – есть 10 самых активных посетителей, которые приходят почти на все сеансы и активнее всех участвуют в дискуссиях. Теперь для проекта уже ремонтируют помещение на цокольном этаже школы. Это позволит проводить сеансы круглый год, а не только летом. На проект также обратили внимание городские власти, и в годовщину Победы будут показывать там фильмы о военном времени.

«Путешествие по городу «Н» (Новокузнецк)

Автор – Руслана Зырянова (старший преподаватель Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета)

Руслана Зырянова занимается краеведением с 2013 г. Она написала несколько научных статей, а два года назад опубликовала книгу «Тайна Кузнецкой крепости». К 2018 г. у Зыряновой накопилось много интересных материалов, с которыми ей хотелось познакомить горожан. Вместе со своими студентами она придумала квест для детей «Путешествие по городу «Н». Он рассчитан на дошкольников от 5 лет и школьников от 10 лет. Дети вместе со всей семьей берут один из семи маршрутных листов и посещают достопримечательности Новокузнецка – например, Кузнецкий острог, Соцгород, Краеведческий музей и Музей Достоевского. Наборы для квеста распространяют через школы и детские сады, также Зырянова давала рекламу в соцсетях, и некоторые участники приходили самостоятельно. Маршрутный лист – это брошюра с рисунками, интересными фактами о городе и вопросами, на которые должны ответить дети. Семья может пройти любой из маршрутов или их все. Маршрутные листы лежат в именных тканевых сумках с символикой проекта, и перед началом квеста дети сами раскрашивают их акриловыми красками. Участники, посетившие все пункты из маршрутного листа, получают сувениры – календари и дипломы. Материалы, тексты и вопросы для квеста разработала Зырянова, над реализацией проекта вместе с ней работали 10 студентов-волонтеров. На расходные материалы и рекламу потратили 470 000 руб. – грант ЕВРАЗа. Удалось собрать 7000 наборов с маршрутными листами. В итоге все они оказались востребованными – квест прошло около 1500 семей, многие – по нескольку маршрутов. &

Текст: Андрей Фешин

Вернуться к номеру