Охота за данными, беспилотники и WiFi для самосвала

Какие плюсы дает цифровизация промышленного транспорта
«Металлоинвест»

Один из первых успешных экспериментов по использованию накопленных за много лет данных в транспорте связан с экономией топлива американской полицией в 80-е гг. Чтобы снизить расходы на бензин, полицейские патрули фиксировали свои передвижения по кварталам на протяжении нескольких месяцев. В результате за счет оптимизации маршрутов патрулирования государство сэкономило десятки миллионов долларов.

Похожие механизмы, но уже с применением новых технологий «Индустрии 4.0» позволяют сберечь миллиарды – и не только государству, но и промышленности.

Статистические данные – основа для создания эффективной логистики, пишут эксперты KPMG. Именно они драйвер оптимизации для крупных промышленных предприятий. Часть из них уже форматируют перевозки под требования «Индустрии 4.0»: внедряют беспилотники, оптимизируют маршруты при перевозке грузов между цехами, вывозе руды из карьеров и доставке готового продукта потребителям.

Посчитать километры

В мире около 5 млн грузовиков принадлежит промышленным предприятиям, каждый из них необоснованно сжигает до 1 млн т топлива и проезжает около 5000 км лишних каждый, подсчитали эксперты KPMG. Благодаря схемам перемещения производственного транспорта с применением технологий «Индустрии 4.0» «перепробег» снижается на 30%, подсчитали они, а логистическую цепочку по отгрузке готовой продукции можно сократить до двух дней против нынешних пяти и более.

«Металлоинвест» опробовал систему диспетчеризации Modular Mining еще в 2012 г. на Лебединском ГОКе (одно из четырех предприятий компании), рассказывает представитель компании. Технику оснастили бортовыми компьютерами, подключили WiFi, установили навигационные системы. Это позволило в режиме реального времени перераспределять технику для оптимизации работы горнотранспортного комплекса. В результате автоматизации производительность горнотранспортного комплекса увеличилась на 8%, а средняя загрузка самосвалов выросла до 98% от номинального значения, говорит представитель «Металлоинвеста». Среди других итогов – почти полное исключение организационных простоев и перегрузов техники, а также получение достоверных данных по работе всех экскаваторов и самосвалов в карьере.

Позднее «Металлоинвест» запустил полномасштабную систему управления горнотранспортным комплексом «Модулар» на ГОКах. Она управляет заправками горных машин и позволяет контролировать уровень топлива в баке в режиме реального времени. Это приводит к сокращению среднего количества заправок для каждого самосвала и увеличению эффективного времени работы. Автоматика также считает оптимальные маршруты самосвалов. Внедрение системы «Модулар» позволило увеличить производительность горнотранспортного комплекса Лебединского ГОКа на 11%, Михайловского ГОКа – на 8,47%.

/«Металлоинвест»

Технологичный ремонт

Экскаваторы, задействованные на добыче угля, производительно работают 17–28% в год, на 1 час работы приходится 2–2,5 часа в ремонте, говорится в работе аспиранта Санкт-Петербургского горного института Даниила Шибанова и его соавторов, посвященной совершенствованию стратегии технического сервиса карьерных экскаваторов. Причин две: старый парк и неэффективное обслуживание.

Новые технологии позволяют сократить издержки на обслуживание транспорта, сэкономить на штате водителей и машинистов, пишут эксперты KPMG.

«Металлоинвест» в 2018 г. начал трансформацию ремонтных служб – с централизации ремонтных цехов в единые структурные направления по отдельным направлениям (ремонт энергооборудования, механического и проч.). Так можно добиться более жесткого многоступенчатого контроля за оборудованием, сообщала компания. В перспективе – переход на ремонты и обслуживание вначале по фактическому состоянию, затем – на предиктивное. Для этого на предприятиях «Металлоинвеста» создан диагностический центр.

Кроме того, в 2019 г. «Металлоинвест» запустил пилотный проект по внедрению мобильного ТОРО на Михайловском и Лебединском ГОКах. Это информационная система, которая позволяет с помощью мобильного устройства и специального приложения автоматизировать процесс регистрации результатов обходов и осмотров, технического обслуживания и ремонтов оборудования и передавать результаты в интегрированную систему управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. Бюджет пилотного проекта в 2019 г. – 45 млн руб.

Внедрение мобильных решений позволяет повысить прозрачность и эффективность ремонтных процессов, говорит представитель «Металлоинвеста». Это достигается за счет сбора более достоверных данных о состоянии оборудования, повышения культуры выполнения мероприятий по выявлению дефектов и устранения неисправностей, объективной оценки времени выполнения данных работ, говорит директор департамента по ремонтам УК «Металлоинвест» Евгений Фридкин.

/«Металлоинвест»

Цифра по всей цепочке

Накопление данных от стадии заказа по всей цепочке производства до доставки заказчику позволит оптимизировать и прогнозировать транспортную работу на месяцы вперед, комментирует директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев.

А исключение человеческого фактора снижает вероятность ошибок за счет технологии «соединенности транспортных средств», в которую внедрили авиационную систему опознавания «свой – чужой». Теперь своих от чужих отличают бортовые компьютеры грузовиков.

Постоянный обмен данными между подвижным составом, инфраструктурой и спецтранспортом на производстве дает возможность одновременно оценивать ситуацию тысячам сотрудников. У «Металлоинвеста» технологии «Индустрии 4.0» заменили более 100 управленческих систем и создали единое информационное пространство для 4000 пользователей, сообщала компания. Всю информацию, включая данные о километраже, объемах перевозок, затратах на топливо и обслуживание транспортного парка «Металлоинвеста», обрабатывает открытый в 2018 г. в Старом Осколе Центр обработки данных.

Металлургическая и горнодобывающая отрасли за счет цифровизации уже через пять лет получат совокупную выгоду выше $320 млрд, прогнозируют эксперты Всемирного экономического форума (его данные приводит РБК). По данным экспертов McKinsey, компании, внедрившие в производственный процесс аналитику с использованием big data, опережают своих конкурентов на 5% по производительности и на 6% по показателям прибыли.

«Индустрия 4.0» – это развитие в сфере соединения информационных технологий и транспорта, самостоятельно распределяющего транспортную нагрузку на уровне целого города и страны и обеспечивающего минимальное время доставки, говорит руководитель отдела разработки ПО «СКАУТ – Корпоративные решения» Владимир Шадчнев. &