Курс на Юг и Восток
Как российский бизнес наращивает инвестиции в страны СНГ, Азии и АфрикиС 2021 г. объем прямых иностранных инвестиций из России за рубеж сократился почти на 40% – геополитические события заставили бизнес пересматривать свои приоритеты. Спустя три года российские компании начали активнее рассматривать инвестиции в новые для себя юрисдикции, прежде всего в Африке и Латинской Америке, укреплять традиционные связи с СНГ, расширять сотрудничество с БРИКС. Эксперты отмечают: диверсификация продолжается, несмотря на политическую нестабильность и рост рисков, а спрос на страхование инвестиций и защиту капиталовложений за рубежом увеличивается.
Переезд капитала
С 1 января 2022 г. по 1 января 2025 г., согласно статистике ЦБ, накопленный объем исходящих прямых иностранных инвестиций (ПИИ) российских инвесторов за рубежом сократился на 39,3%. Виной всему – изменение геополитической обстановки, а также связанная с этим репатриация отечественного капитала.
Впрочем, в последние время сокращение исходящих ПИИ замедлилось. «Даже на фоне беспрецедентного геополитического давления уже можно сказать, что для российского бизнеса появились и новые возможности», – отмечает сопредседатель исполнительного комитета Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, советник управляющего партнера группы компаний Б1 Александр Ивлев.
Российский бизнес «довольно успешно переориентировался» с закрывшихся для него рынков в другие регионы и страны, отмечает он. Эксперты Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций АО «ЭКСАР» (входит в группу государственного института поддержки экспорта – Российский экспортный центр, РЭЦ) также отмечают, что произошел «переток инвестиций из «традиционных» [для отечественного бизнеса] юрисдикций (к примеру, Западной Европы и Северной Америки)» в «новые», вложения в которые «доступны российскому инвестору с учетом текущей геополитической конъюнктуры».
«Многолетним лидером «турнирной таблицы» российских исходящих ПИИ исторически являлась Европа, на которую до введения новых ограничительных мер приходилось около половины накопленного объема инвестиций. Теперь ситуация поменялась: к примеру, объем российских ПИИ в Германию и на Кипр, по последним данным, сократился на 45 и 19% соответственно по сравнению с досанкционным периодом. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении Северной Америки (доля в объеме российских исходящих ПИИ до 2021 г. – порядка 4–5%): так, накопленный объем российских ПИИ в Канаду к 2024 г. сократился на 37% относительно позиции на 2021 г.», – приводят эксперты ЭКСАР данные о динамике российских ПИИ.
Среди стран СНГ Ивлев выделяет Азербайджан, Узбекистан и Казахстан. Так, в экономику двух последних стран в 2024 г. было инвестировано более $6 млрд и $4 млрд соответственно.
Изменившаяся геополитическая обстановка значительно повысила интерес российских инвесторов к вложениям в активы на территории стран Персидского залива: в частности, как отмечают эксперты ЭКСАР, по сравнению с историческими величинами среднегодовой объем российских инвестиций в экономику Дубая (ОАЭ) после 2022 г. вырос почти в 15 раз, а в экономику Саудовской Аравии – в 11 раз.
Кроме того, значительно увеличился объем инвестиционных операций со странами Африки, доля которых в объеме российских инвестиций до 2021 г. составляла буквально доли процента. Одним из лидеров по приросту стал Египет (+41% в период с 2021 по 2024 г.), однако ЭКСАР прогнозирует более широкий географический потенциал. «Среди «новых» направлений видим предметный интерес российских инвесторов к проектам на территории стран Африки южнее Сахары и стран Латинской Америки», – указывают эксперты агентства.
«Мы видим рост прямых инвестиций из России в Центральную Азию, Китай, Индию и страны Ассоциации государств ЮВА (АСЕАН)», – говорит аналитик по суверенным и региональным рейтингам агентства «Эксперт РА» Кирилл Лысенко.
Новые маршруты
«Инвестировать можно, мир огромный, колоссальный, понимаете, поэтому нужно инвестировать туда, где и вам (бизнесу. – «Ведомости&») выгодно, и России выгодно, где прибыль высокая, надежно защищены инвестиции. Таких много регионов мира», – обратился в марте президент России Владимир Путин к участникам съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (цитата по «РИА Новости»).
Сейчас, по мнению РЭЦ, наиболее интересными для отечественных инвесторов стали страны, которые не проводят недружественных действий в отношении России; удачно расположены с точки зрения доступных логистических маршрутов; имеют значительную ресурсную базу (например, полезных ископаемых), но не обладают достаточным опытом и компетенциями для ее наиболее эффективного использования.
«Перспективными направлениями для инвестиций остаются страны СНГ, поскольку кроме потенциальной прибыли для российских компаний появляются возможности для снижения негативного влияния международных ограничений», – указывает Ивлев. По его словам, государства, входящие в блок БРИКС (на 2025 г. помимо России в него входят Бразилия, Египет, Индия, Индонезия, Иран, Китай, ОАЭ, Эфиопия и ЮАР), стали важным направлением для расширения международного присутствия российских компаний. Согласно исследованию, проведенному Б1 в 2024 г., более половины (61%) респондентов указывают на наличие партнеров в странах – участниках БРИКС, среди крупных компаний доля еще выше – 80%.
Среди магистральных направлений инвестиций в «новых» юрисдикциях остается сырьевой сектор, говорит директор по работе с состоятельными клиентами «БКС мир инвестиций» Андрей Петров. Другим важным направлением являются промышленность и инфраструктура. «В ответ на санкции государство стимулирует бизнес вкладываться в создание за рубежом производственных и логистических объектов <...> Цель – закрепиться на новых рынках и создать альтернативные цепочки поставок в обход недружественных стран», – говорит эксперт. Еще одно направление экспорта капитала – технологии и IТ-бизнес. «Высокотехнологичный бизнес из России ищет возможности за рубежом. Многие IТ-компании и стартапы перенесли штаб-квартиры в ближнее зарубежье ради сохранения доступа к глобальным рынкам», – утверждает Петров.
Финансовый сектор также адаптируется. «Россия по-прежнему выводит капиталы в низконалоговые юрисдикции и через них затем инвестирует в третьи страны. Однако теперь вместо привычных кипрских и британских офшоров чаще фигурируют азиатские и ближневосточные», – указывает Петров. В целом же, по его словам, после 2022 г. структура ПИИ «начала смещаться в сторону более прикладных проектов в «новых» регионах».
Диверсификация без границ
«Несмотря на напряженную геополитическую ситуацию, естественный процесс по финансовой и операционной диверсификации российского бизнеса не должен останавливаться», – уверен директор офиса проектного финансирования РЭЦ Алексей Кретов. Как и до введения внешних ограничений, российский бизнес (особенно делающий ставку на экспорт) ищет пути оптимизации себестоимости и логистических цепочек за счет полноценного использования конкурентных преимуществ зарубежных стран, отмечают в агентстве.
«Зарубежные инвестиции позволяют оказать долгосрочную поддержку объемам российского экспорта – например, размещение российских производственных мощностей за рубежом, использующих машины или оборудование российского происхождения, может позволить не только удовлетворить спрос зарубежного государства, но и обеспечить российского поставщика долгосрочными контрактами на сервисное обслуживание оборудования и поставку комплектующих», – указывает Кретов.
Зарубежные проекты дают преимущества за счет масштабирования, расширения сбыта, оптимизации налоговой нагрузки и развития международных связей, обобщает директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Кабаков. «Упрощается доступ к зарубежным технологиям: на внешнем рынке проще приобрести сложное дорогостоящее оборудование для производства, плюс нет необходимости в реализации ухищрений по регистрации перевозимого через границу санкционного товара», – добавляет Лысенко. Кроме того, по его словам, на этапе продажи собственной продукции на иностранном рынке базирующееся за границей юрлицо сталкивается с гораздо меньшими транзакционными издержками, так как снижается число промежуточных звеньев, обеспечивающих поставки.
Новая география – новые риски
Для «новых» юрисдикций, куда пошли инвестиции российского бизнеса, характерна как минимум одна из нескольких общих потенциально опасных черт, говорит заместитель директора группы корпоративной разведки и рыночных исследований Kept Татьяна Фалалеева. Во-первых, это риск резкой смены экономического и внешнеполитического курса, в том числе при смене политической власти. Кроме этого надо учитывать средне-высокий уровень социальной и политической напряженности, а также наличие прямых или косвенных деловых интересов высокопоставленных политических лиц в ключевых секторах экономики. Помимо всего, по ее словам, для «новых» рынков характерен более низкий уровень (по сравнению с Европой и США. – «Ведомости&») раскрытия корпоративной информации. Это затрудняет своевременный анализ и мониторинг операций с бизнес-партнерами.
Другой важный набор рисков связан с геополитикой, отмечает Ивлев. «Прежде всего это возможное введение незаконных вторичных санкций со стороны недружественных стран в отношении торговых партнеров России», – поясняет он.
Новые рынки – это пока менее понятные для российского инвестора регионы, где у отечественного бизнеса ограничен опыт работы, указывают в ЭКСАР. Действительно, одним из основных рисков, например, в Азии в отличие от европейского и американского рынков является «непонимание местной культуры ведения бизнеса, ведения переговоров и отсутствие знаний о местных особенностях, в частности, в области законодательства», соглашается сооснователь компании Vinprop (занимается инвестиционным консалтингом во Вьетнаме) Олег Морозов. «Вести бизнес в Азии и ЮВА совсем не то же самое, что заниматься им на родине, в Европе или Америке», – подчеркивает он.
Инвестиции под защитой
«Сейчас существует дефицит заключенных Россией соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений c «новыми» целевыми государствами. Такие соглашения позволяют бизнесу претендовать на защиту их инвестиций на межгосударственном уровне при возникновении негативных событий, влекущих утрату инвестиций, снижение их стоимости или невозможность их возврата», – указывают эксперты ЭКСАР. Впрочем, с перспективными странами работа по заключению новых соглашений ведется. В частности, в I квартале 2025 г. было подписано обновленное соглашение с Китаем, «отвечающее современным стандартам защиты инвестиций», а также новое соглашение с Мьянмой.
Снизить риски инвесторов в «новых» регионах могут экспортные страховые агентства, говорит старший директор рейтингов финансовых институтов рейтинговой службы НРА Айназ Хайруллина. В настоящий момент, по ее словам, активным участником процессов развития такой государственной системы поддержки является ЭКСАР, продуктовая линейка которого позволяет российским инвесторам разделить риски работы в иностранных юрисдикциях с профильным институтом развития.
«Страховой инструментарий ЭКСАР включает продукт по страхованию инвестиций, позволяющий российским инвесторам застраховать до 95% инвестиций в зарубежные активы или проекты (как в форме вкладов в капитал, так и в форме акционерных займов) и претендовать на страховые выплаты в случае утраты и/или снижения стоимости инвестиций в силу реализации политических рисков в стране – реципиенте инвестиций», – рассказывает Кретов.
В частности, среди покрываемых ЭКСАР рисков – блокировка платежей, изменение иностранного законодательства, препятствующее возврату инвестиций, законодательный мораторий на исполнение обязательств иностранной компании, утрата прав собственности на активы, их экспроприация или уничтожение, отказ суверена от исполнения обязательств, войны и форс-мажор, перечисляют в агентстве.
Изменение географии инвестиций с «традиционных» на «новые», а также риски в «классических» юрисдикциях привели к трансформации поведения российских инвесторов. «Мы видим, что инвесторы начинают исповедовать более консервативный подход к структурированию инвестиций и применению механизмов их защиты (в том числе страхового покрытия ЭКСАР). Это, безусловно, хороший тренд, соответствующий передовым практикам развитых стран», – уверены в ЭКСАР. &