Никита Гусаков: «Важно, чтобы российский бизнес не боялся пользоваться преимуществами»
Старший вице-президент РЭЦ, генеральный директор ЭКСАР об экспорте, импорте, новых отраслях и странахО том, почему государство поддерживает не только экспорт, но и важный импорт, чем привлекательны креативные индустрии и какие географические направления наиболее перспективны для экспансии российского бизнеса, в интервью «Ведомости&» рассказал старший вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ; входит в группу ВЭБ.РФ), генеральный директор АО «ЭКСАР» Никита Гусаков.
– Несмотря на экономические и политические сложности, естественный процесс финансовой и операционной диверсификации российского бизнеса не должен останавливаться. Как и до введения санкций, российские компании, особенно ориентированные на экспорт, ищут способы оптимизации себестоимости и логистических цепочек, используя конкурентные преимущества зарубежных рынков.
Кроме того, зарубежные инвестиции помогают обеспечить долгосрочную поддержку российского экспорта, например, за счет локализации производственных мощностей с последующей поставкой продукции – машин, оборудования и т. д. – на местные рынки.
Все это позволяет оперативно удовлетворить спрос в стране присутствия, а также закрепить позиции российских поставщиков в ней за счет долгосрочных контрактов на сервисное обслуживание и поставку комплектующих.
– Перечень критически важного импорта определяется правительством РФ, он включает товары и компоненты, обеспечивающие бесперебойное экспортное производство и технологическую независимость ключевых отраслей России. Поэтому мы расширили линейку услуг, включив в нее страхование критически важного импорта.
Никита Гусаков, старший вице-президент РЭЦ, генеральный директор ЭКСАР
В 2003 г. окончил Финансовую академию при правительстве Российской Федерации, специальность – «мировая экономика».
2003–2006 гг. – вице-президент по работе на долговом рынке капитала ОАО «Альфа-банк».
2006–2011 гг. – директор, руководитель отдела по организации выпуска рублевых облигаций ЗАО «Коммерческий банк «Ситибанк».
2011–2015 гг. – управляющий директор по международным рынкам долгового капитала ЗАО «ВТБ капитал».
2015–2016 гг. – управляющий директор по клиентской работе и андеррайтингу АО «ЭКСАР» группы РЭЦ.
2016 г. – сентябрь 2018 г. – член правления – управляющий директор по клиентской работе АО «ЭКСАР» группы РЭЦ.
Сентябрь 2018 г. – настоящее время – старший вице-президент РЭЦ, генеральный директор АО «ЭКСАР».
Ключевой продукт, который мы предложили рынку, – страхование авансов. Он востребован у бизнеса любого размера, поскольку с подобными рисками сталкиваются даже крупные производители. Продукт подходит как для разовых закупок – например, оборудования, – так и для регулярных поставок сырья с авансированием иностранных поставщиков.
– Да, мы отмечаем повышенный спрос на страхование авансовых платежей со стороны российских машиностроителей, переориентирующихся на китайских поставщиков комплектующих. Например, в этом году ЭКСАР застраховал авансы по ряду импортных контрактов для одного из ведущих производителей энергетического оборудования, что позволило компании снизить риски невозврата платежей за критически важные компоненты, производство которых еще не освоено в России.
Также в 2024 г. были заключены сделки с крупнейшими металлургическими и горнодобывающими компаниями. Этот продукт помог российским предприятиям найти новых поставщиков из Китая и Индии, получить оборудование для производства и суда для обеспечения логистики.
Кроме того, ЭКСАР предоставил страховое покрытие по импортным гарантиям возврата авансов на 2 млрд руб., выпущенным одним из крупнейших российских банков. Гарантии выданы в рамках госконтрактов на строительство Государственного русского драматического театра им. В. Маяковского и Международного образовательного центра для одаренных детей в Душанбе.
Строительство ведется по межправительственным соглашениям, материалы и оборудование для этих строек относятся к критическому импорту, а общая стоимость контрактов составляет 6,7 млрд руб.
Страховая поддержка в рамках продукта «страхование обязательств принципала по гарантии (импорт)» минимизировала риски российского банка-гаранта и повысила надежность исполнения контрактов.
– По итогам прошлого года это продукция машиностроения, фармацевтической и химической промышленности, металлургии, агропромышленного комплекса.
– В поддержке экспорта в приоритете те же отрасли, но в ином порядке: металлургия, химическая промышленность, агропромышленный и лесопромышленный комплексы, а также машиностроение, фармацевтика, экспорт услуг и легкая промышленность.
Основное отличие заключается в масштабах поддержки. Мы поддерживаем все направления несырьевого экспорта, тогда как импортные операции покрываются только в той части, где они критически важны для экспортного производства. Например, за первое полугодие 2025 г. застрахованный экспорт составил около 500 млрд руб. против 7,5 млрд по импорту.
– Мы выявили новую рыночную нишу, возникшую после ухода иностранных банков из России, – выпуск российскими банками аккредитивов по поручению иностранных покупателей российской продукции. Однако такие сделки сопряжены с повышенными рисками для кредитных организаций. В ответ на запросы рынка ЭКСАР разработал решение по страхованию аккредитивов («страхование обязательств приказодателя по аккредитиву»), позволяющее банкам и финансовым институтам снизить риски в международной торговле. Если иностранный покупатель не заплатит банку – эмитенту аккредитива, ЭКСАР возместит банку до 90% убытков, а также проценты за отсрочку платежа. Условия страхования гибкие: банки могут застраховать как единичный аккредитив – например, по крупной торговой или инвестиционной сделке, – так и портфель операций по заранее согласованным параметрам.
– Крайне необходимо. Креативные индустрии обладают потенциалом стать одним из ключевых драйверов экономического роста, помогая бизнесу интегрироваться в глобальные цепочки добавленной стоимости. Именно поэтому важно ориентировать их на экспорт: креативные продукты быстрее выходят на международный уровень и легче завоевывают глобальные рынки, чем товарная продукция. Однако их экспортный потенциал сегодня недоиспользован.
Именно эта отрасль, как ни одна другая, нуждается в поддержке.
Если взять наиболее самостоятельную отрасль креативных индустрий – кино и анимацию, мы увидим, как за последние несколько лет ее экспорт существенно сократился. Кассовые сборы российских кинокартин за рубежом, включая анимацию, в 2023 г. снизились больше чем на 50%.
Кинорынок за последние годы пережил резкое падение: в количественном выражении экспорт фильмов и анимации сократился на 44% – с 65 картин в 2019 г. до 37 в 2023 г., а выручка уменьшилась примерно на 2 млрд руб. (около 7% от внутренних сборов). В последние годы отрасль начала стабилизироваться за счет развития внутреннего рынка и переориентации на дружественные страны, но системная поддержка экспорта остается критически важной для восстановления позиций.
– Рост спроса на уникальный и аутентичный контент создает новые возможности для российских креативных индустрий. Международные платформы активно интересуются отечественными фильмами, анимацией и разработками, особенно в условиях растущего спроса на локализованный контент. В частности, заметен интерес к российским инди-играм и мобильным приложениям, где наши разработчики демонстрируют высокий уровень креативности.
– Комплекс мер поддержки, которые позволят российским компаниям не только привлечь внимание зарубежной аудитории, но и закрепиться на международных рынках. Ключевой задачей остается совершенствование качества продукции и создание условий для масштабирования успешных проектов на зарубежных рынках.
Это включает развитие инфраструктуры поддержки экспорта, создание международных партнерств, обеспечение доступа к финансированию и маркетинговым ресурсам, а также повышение узнаваемости российских брендов на глобальной арене. Важно также работать над улучшением качества продукции и адаптацией ее под требования различных рынков. Лишь при наличии таких условий российские компании смогут не только привлечь интерес иностранных потребителей, но и закрепиться на международной сцене.
– Регион MENA – Ближний Восток и Северная Африка – справедливо рассматривается российским бизнесом как ключевое направление экспансии. В опросах, проводимых РЭЦ, отечественные компании-экспортеры называют страны региона MENA наиболее привлекательным рынком сбыта – по последним данным текущего года, этот макрорегион уступил только ЕАЭС и был отмечен как перспективный почти половиной участников опроса.
Я бы выделил три возможности, которые регион открывает для российских компаний. Первая – это увеличение объемов реализации продукции. Страны региона – достаточно емкий рынок сбыта. Экономическая модель, созданная в РЭЦ в рамках бесплатного и общедоступного сервиса «Экспортные ниши» (18+), оценивает совокупный потенциал увеличения российского экспорта в ближайшие 2–3 года примерно в $4,1 млрд.
Вторая возможность, которую предлагают страны MENA российским компаниям для развития торговли, – это удобная юрисдикция, смягчающая санкционное давление, а также доступ к финансовой инфраструктуре, международно признаваемой сертификации и инвестициям, необходимым для бизнеса.
Третья возможность – использование стран MENA как платформы для выхода на африканские рынки. Многие компании из ОАЭ, Омана и других государств региона имеют устойчивое присутствие в Африке, что позволяет частично решать проблемы логистики, платежей и дистрибуции. При этом, структурируя сделки на пути к Африке, нельзя забывать о страховании. В этом вопросе решения, предлагаемые РЭЦ, оказываются весьма востребованы у российского бизнеса.
– Россия – важный партнер для стран Ближнего Востока и Северной Африки. В условиях турбулентности между Западом и Востоком Москва выступает одним из факторов стабильности. В рамках торговли с MENA формируются глобальные производственные цепочки с участием российских компаний. Несмотря на схожие с Россией специализации – нефть, газ, драгоценные металлы, нефтехимия, – спрос на российские товары в регионе остается высоким.
Есть целый ряд направлений, в которых позиции российского бизнеса сильны: сегодня это в первую очередь технологии в АПК, фармацевтика, косметология, решения в нефтегазовой сфере и мирном атоме, машиностроение и, конечно же, IT – информационная безопасность и финансовые технологии. Регион является одним из крупнейших в мире по запасам нефти и газа, что обусловливает высокий спрос на современное оборудование для разведки, добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов.
Демонстрируя свои компетенции в якорных отраслях, наша страна может постепенно завоевывать авторитет в странах региона. При этом прочие отрасли и товары могут идти вторым эшелоном, в том числе обслуживая крупные инфраструктурные проекты.
Кроме того, в дополнение к соглашению о зоне свободной торговли между ОАЭ и ЕАЭС Россия и ОАЭ заключили соглашение о торговле услугами и инвестициях, предусматривающее особые условия для сотрудничества в таких сферах, как финтех, здравоохранение, транспорт, логистика и профессиональные услуги. Также был подписан меморандум о взаимопонимании в области наземного транспорта.
В результате сотрудничества объем поставок из России в ОАЭ существенно вырос и в последние три года стабильно превышает $7 млрд, тогда как еще пять лет назад не достигал и $2,5 млрд. Эмираты стали крупнейшим экспортным рынком России в регионе, опередив Египет. Успешный опыт привлекает и других партнеров: укрепляются связи с Египтом, Алжиром и Ливией, растет торговля с Саудовской Аравией.
– Логистика, высокие технологии и финансы. Одним из ключевых проектов, укрепляющих сотрудничество между нашими странами, является международный транспортный коридор Север – Юг с участием Ирана и ОАЭ. Подобные инициативы стимулируют развитие смежных отраслей – от алмазной торговли с активным участием компании «Алроса» до девелоперских и IT-проектов.
Для российского IT-сектора регион открывает значительные перспективы. Например, крупнейшее отраслевое объединение АРПП «Отечественный софт» подписало меморандум о сотрудничестве с алжирской IT-ассоциацией GAAN. Документ предполагает создание совместных предприятий с местными компаниями для продвижения российских решений на рынке, что позволит им получить преференции как локальным игрокам. Это выгодный формат взаимодействия: российские компании осваивают новые рынки, а алжирские партнеры получают доступ к качественному программному обеспечению.
Активно работает на рынке Ближнего Востока с решениями распознавания лиц и других объектов компания VisionLabs. В Эмиратах и Саудовской Аравии эти решения помогают полиции и миграционным службам делать свои страны безопасными и удобными для жителей и туристов.
Еще один достойный пример – компания «Актив», которая развивает в странах Ближнего Востока и Северной Африки информационную безопасность. «Актив» наладил сотрудничество с алжирскими компаниями из данной отрасли, в том числе сформирована рабочая группа с представителями местных регуляторов и ассоциаций для реализации национальных проектов в сфере кибербезопасности. «Актив» также обменивается технологиями с интеграторами и вендорами радиоэлектронной продукции в Саудовской Аравии.
– Страны MENA – это действительно перспективный рынок сбыта и важный торговый хаб благодаря своему расположению на перекрестке глобальных маршрутов, и важно, чтобы российский бизнес не боялся пользоваться перечисленными преимуществами. Отмечу при этом, что, хотя потенциал сотрудничества с ними значителен, при поиске партнеров важно учитывать региональную специфику и геополитические риски. Минимизировать их позволяют четкая стратегия, юридическая экспертиза и инструменты РЭЦ. &