Теплые рынки в жарком климате

Чем страны MENA привлекают российский экспорт и инвестиции
iStock

Одно из ключевых направлений экспансии российского бизнеса – MENA, так называется макрорегион, объединяющий страны Ближнего Востока и Северной Африки. В нем не только проживает около 0,5 млрд человек и находятся богатые нефтедобывающие страны – это важнейший хаб глобальной торговли, открывающий пути далее – в Азию и Африку.

От нефти к инфраструктуре

Интерес со стороны российского бизнеса к странам Ближнего Востока и Северной Африки, несмотря на политическую и экономическую нестабильность – а порой и затяжные кризисы – в ряде государств MENA, неудивителен: в целом темпы экономического развития региона, по оценке Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ), в прошлом году составили 1,8–1,9%. В 2025 г., как прогнозируют эти два международных финансовых института, они прирастут еще на 2,6%, а в 2026 г. – на 3,4–3,7%.

Экономики MENA разнородны: основная разграничительная линия проходит по уровню доступа этих стран к углеводородным ресурсам. Экспортеры нефти, особенно участники Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC), сумели сохранить темпы роста на фоне снижения добычи по линии ОПЕК+ за счет курса на диверсификацию своих экономик и развития ненефтяных секторов, пишет в апрельском обзоре МВФ.

Ряд ключевых стран MENA – Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Египет, Алжир – стремятся развивать собственное промышленное производство, реализуя масштабные программы модернизации экономик, рассказывает руководитель проекта по развитию экспортных аналитических систем Российского экспортного центра (РЭЦ; группа ВЭБ.РФ) Георгий Семенов. В основе этих программ лежит развитие IТ-отрасли, инфраструктуры, а также создание промышленных кластеров.

Кроме того, страны GCC делают упор на инвестиции в высокие технологии, туристическую инфраструктуру, финансовый сектор, активно развивают возобновляемые источники энергии, отмечается в обзоре ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН. «Особое внимание будет уделено инвестициям (как внутренним, так и зарубежным) в развитие нефтехимического сектора», – говорится в обзоре. «Эти процессы ведут в том числе к росту объема импорта в страны региона. В среднем за пять лет он вырос на 31,7% и составил $1156 млрд», – подчеркивает Семенов, ссылаясь на данные ITC Trade Map.

Что такое MENA

Аббревиатура MENA (Middle East and North Africa) была введена в оборот в 1990-х гг. и с тех пор широко используется международными организациями, такими как ВБ, МВФ, ООН. Изначально термин применялся в аналитике и докладах по вопросам экономического развития и инвестиций.
Общепризнанного состава региона не существует: в разных источниках в категорию MENA может входить разное количество стран. Главное в их объединении – географическое положение на стыке Европы, Азии и Африки, а не социально-экономические показатели, по уровню подушевого ВВП по паритету покупательной способности (ППС) страны различаются в 27 раз, а по размеру экономик – в 30 раз.
В совокупности на страны, традиционно относимые к региону, приходится 5,4% от мирового ВВП по ППС. Здесь проживает свыше 0,5 млрд человек, или 6,2% всего мирового населения.

Источник: РЭЦ

В несырьевом импорте стран региона, по подсчетам РЭЦ, превалирует продукция машиностроения, которая занимает до трети поставок в MENA. Следом идет продукция агропромышленного комплекса (АПК) – ее поставки составляют порядка 14% от совокупного импорта. При этом наибольшую долю в импорте товаров АПК занимают пищевые основы (пшеница, сахар, меласса, рис), их закупают на $29 млрд в год. Почти половина этого объема – $14 млрд – приходится на пшеницу, из них $8 млрд – поставки российской продукции, приводят статистику в консалтинговой компании «Яков и партнеры». Значимая доля (более 10%) импорта в страны Ближнего Востока и Северной Африки приходится на химическую промышленность, свидетельствуют данные РЭЦ.

При этом постепенно меняется превалирующая география стран поставщиков продукции в регион MENA. Если 20 лет назад лидером по поставкам товаров в макрорегион являлись Соединенные Штаты, то к 2007 г. им стал Китай. В 2022–2024 гг. на него приходилось 16,6% всего импорта региона, отмечает представитель РЭЦ.

«Помимо Китая и США ведущими поставщиками продукции являются Индия, Турция, Германия и Италия. При этом доля стран Запада постепенно снижается, а доля стран Глобального Юга растет», – указывает Семенов. По его данным, Россия стабильно занимает позиции в начале второй десятки поставщиков продукции в регион – в 2017–2024 гг. на нее приходилось порядка 2% импорта в MENA.

Ближневосточный резерв

Российский бизнес активно развивает сотрудничество со странами региона MENA, соглашаются опрошенные «Ведомости&» эксперты. Разворот в сторону государств Ближнего Востока и Северной Африки «вызван необходимостью диверсификации внешнеэкономических связей на фоне введенных санкций Западом после 2022 г.», указывает президент Центра ближневосточных исследований, приглашенный преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Мурад Садыгзаде.

В то же время, по словам вице-президента Ассоциации экспортеров и импортеров, члена Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС Ирины Заседатель, отношения между Россией и рядом государств MENA остаются «стабильными и конструктивными как на уровне межгосударственного диалога, так и в сфере делового партнерства». ОАЭ, ряд государств Персидского залива, Турция и прочие сохраняют нейтралитет и не присоединились к санкциям, что делает их относительно безопасной гаванью для российского бизнеса, отмечает директор по работе с состоятельными клиентами «БКС мир инвестиций» Андрей Петров.

В течение длительного времени со странами MENA отлажена логистическая сеть, разносторонние деловые связи и в целом «партнеры неплохо знают друг друга», перечисляет заведующий Центром изучения стран Северной Африки и Африканского Рога РАН Александр Ткаченко. Кроме того, стимулами служат присутствие регионов с налоговыми преференциями, наличие особых экономических зон, добавляет Заседатель. «Регион обладает значительным, уникальным по своим масштабам объемом платежеспособности за счет крупных доходов от экспорта жидких и газообразных энергоносителей, представляет собой крупный рынок для российского экспорта», – добавляет Ткаченко.

«В опросах, проводимых РЭЦ, отечественные компании-экспортеры называют страны региона MENA наиболее привлекательным рынком сбыта: в 2025 г. регион уступил только ЕАЭС и был отмечен 48% участников опроса», – подтверждает Семенов. Такой интерес полностью оправдан, отмечает он: «В регионе есть спрос на российскую продукцию, потенциал для развития присутствия, а также готовность к конструктивному сотрудничеству».

Регион возможностей

Экономическая модель, рассчитанная в РЭЦ для MENA, оценивает совокупный потенциал роста российского экспорта в ближайшие 2–3 года в $4,1 млрд. Согласно ей, наиболее перспективные рынки – ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет. «Среди наиболее привлекательных с точки зрения внешней торговли и инвестиций стран также стоит выделить Иран и Ирак», – говорит Заседатель. Названные страны, по ее словам, обеспечивают крупный рынок сбыта, предлагают разнообразные экономические льготы и готовы активно сотрудничать с Россией.

Кроме того, стоит отметить Алжир и Марокко, добавляет декан факультета «Школа политических исследований» ИОН Президентской академии Сергей Демиденко. Хотя динамика развития инвестиционных и торговых взаимоотношений России со странами Северной Африки и положительная – с отдельными странами растут объемы товарооборота, расширяются области инвестиционной деятельности, – однако в ряде отраслей она явно не дотягивает до имеющихся возможностей, добавляет Ткаченко.

«Интенсивность сотрудничества России со странами MENA различна. В лидерах по объемам импорта из России, если не включать в регион Турцию, – ОАЭ, Египет и Саудовская Аравия. Объем поставок в ОАЭ из России на протяжении трех последних лет составляет, по данным статистики ITC Trade map, в среднем порядка $6–7 млрд в год. Однако если смотреть на долю России в общем импорте стран, то выше всего она будет в Египте, Тунисе и Алжире. Это говорит о значительном нереализованном потенциале в регионе. Подписание ОАЭ соглашения о свободной торговле с ЕАЭС в 2025 г. создает условия для его реализации. Договоренности с этой страной предусматривают обнуление пошлин для 86% товарной номенклатуры, или 98% объема всего экспорта ЕАЭС в эту страну», – говорит Семенов.

Рынки стран MENA интересны не только сами по себе, но и как ворота для развития торговли с Центральной и Южной Африкой. Местные компании из ОАЭ, Омана и пр., которые имеют устойчивые выходы на африканские рынки, опосредованно помогают решать вопросы с инфраструктурой, логистикой, платежами и дистрибуцией, поясняют в РЭЦ. Например, ОАЭ активно развивают портовую и логистическую инфраструктуру в Африке через компании DP World и AD Ports, управляя ключевыми портами в Египте, Джибути, Сомалиленде, Алжире и других странах. Партнерство с ними потенциально открывает российскому бизнесу торговые пути в эти страны, отмечает Семенов.

От золота до кваса

Основа российского экспорта в страны MENA – продовольствие. «На продукцию АПК приходится более трети от всего объема поставок», – говорит Семенов. Потенциал для расширения сотрудничества не исчерпан. «Регион фундаментально будет зависеть от импорта продовольствия, поскольку климатические условия не позволят сбалансировать производство и потребление растущего населения в долгосрочной перспективе», – указывают в «Яков и партнеры».

Еще около 22% экспорта из России в страны MENA – драгоценности, в первую очередь золото и бриллианты, свидетельствует оценка РЭЦ. На третьей позиции среди отраслей экспортеров – ТЭК с нефтепродуктами (доля порядка 18%). Еще 10% – продукция металлургии, и чуть более 3% занимает продукция химической промышленности и лесопромышленного комплекса.

Но появляются в регионе и новые отечественные товары. Например, в ОАЭ становится все более популярна российская косметика, рассказывает представитель РЭЦ в ОАЭ Наджибулло Джаббори. «Сегодня на полках турецких торговых сетей можно увидеть российский квас, безалкогольные напитки, снеки, косметику и товары бытового потребления», – добавляет представитель центра в Турции Тимур Сафин.

Недооцененный потенциал

Cовременный российский бизнес пока еще «недостаточно ориентирован» на те возможности, которыми располагают местные партнеры, хозяйственные структуры – как частные, так и государственные, полагает Ткаченко. При этом, как считают в НИУ ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, стране «необходим маневр в экспортной политике, возможно, с переориентацией на страны Ближнего Востока и Северной Африки, т. е. географической диверсификацией торговых связей».

Российский бизнес все чаще рассматривает MENA как зону стратегического присутствия и активно реализует проекты в этих странах при поддержке государственных и частных структур, говорит Заседатель. Например, такую помощь предоставляет РЭЦ. «Мы сотрудничаем с представительством РЭЦ в Турции в части поиска новых контрагентов и сопровождения экспортных сделок», – рассказывает ведущий менеджер по внешнеэкономической деятельности (ВЭД) российского производителя фанеры Plyterra Group Леонид Васильев.

Офисы РЭЦ за рубежом (сейчас в регионе MENA действуют представительства в Иране и Турции, в планах – открытие представительств в Саудовской Аравии и Египте, а также нового офиса в ОАЭ) помогают продвигать экспорт российских компаний на разных уровнях, подчеркивает Джаббори: «Мы буквально «экипируем» наших начинающих и уже опытных экспортеров».

«Зарубежные представительства РЭЦ – важный инструмент предоставления российским экспортерам финансовых и нефинансовых мер поддержки. В нынешних условиях для многих участников ВЭД такая поддержка зачастую необходимое условие для выхода на перспективные, но конкурентные рынки», – уверен председатель Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. &