Статья опубликована в № 3276 от 31.01.2013 под заголовком: Благосостояние пойдет на инфраструктуру

Минэкономразвития предлагает создать новый фонд — развития инфраструктурных проектов

Минэкономразвития предлагает заморозить фонд национального благосостояния, а все дополнительные нефтегазовые доходы направлять в новый фонд развития
Россия должна не копить, а строить
А.Махонин / Ведомости

Министерство отправило в правительство предложения о создании на базе инвестиционного фонда фонда развития инфраструктурных проектов, заявил вчера министр экономического развития Андрей Белоусов. Задача нового фонда – обеспечить 2 дополнительных процентных пункта роста ВВП, чтобы экономика ежегодно росла минимум на 5%, как того требует президент Владимир Путин.

«Если в ближайшие 2–3 года Россия не увеличит ввод автомобильных дорог с нынешних 2000 км до 4000 км в год с последующим ростом, то пропускная способность транспортной системы страны обесценит усилия по улучшению инвестиционного климата и не даст возможности расти экономике темпами свыше 3%», – заявил Белоусов (цитата по «Интерфаксу»).

«Ведомости» ознакомились с предложениями Минэкономразвития, направленными в правительство. Предложения министерства – ответ на поручение председателя правительства Дмитрия Медведева от 26 декабря, выданное им по итогам совещания о стимулировании экономического роста России. Оказывается, тогда Медведев (копия протокола есть у «Ведомостей») поручил Минэкономразвития, Минрегиону и Минфину до конца марта подготовить предложения по реорганизации инвестиционного фонда.

По мнению Минрегиона, инвестиционный фонд является эффективным инструментом решения задач развития государства (см. врез на стр. 05), пишет Белоусов. Инвестиционный фонд задумывался как инструмент частно-государственного партнерства, однако на практике риски невыполнения частными инвесторами своих обязательств по софинансированию проектов также ложатся на бюджетную систему, продолжает министр.

Создание нового механизма в форме фонда развития позволит этих рисков избежать, надеется Белоусов, обеспечит стабильное финансирование инфраструктуры и повысит эффективность бюджетных инвестиций. Из нового фонда предлагается финансировать приоритетные инфраструктурные проекты, а в случае возникновения кризиса, подобного тому, что был в 2008–2009 гг., – направлять до 50% фонда на текущие расходы бюджета.

Критериями отбора инвестпроектов предлагается сделать их значимость, готовность к исполнению (проектная документация, задание на проектирование, отвод земли и т.д.) и краткосрочность – во избежание рисков из-за падения доходов бюджета.

Чтобы наполнить фонд деньгами, Белоусов предлагает кардинально пересмотреть бюджетное правило: снизить нормативную величину резервного фонда с 7 до 5% ВВП, а все дополнительные нефтегазовые доходы направлять в фонд развития. Сейчас правительство может тратить на инфраструктуру только половину, а оставшиеся 50% обязано отправлять в фонд национального благосостояния (ФНБ). Помимо нефтегазовых доходов Белоусов просит направлять в новый фонд еще и не менее 50% дополнительных ненефтегазовых доходов, часть денег – на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, а также оставлять у фонда остатки, не израсходованные им в прошедших периодах.

Все это позволит к 2015 г. нарастить размер фонда до 400 млрд руб., заявил вчера министр.

Из письма Белоусова следует, что Минэкономразвития фактически предлагает отказаться от дальнейшего пополнения ФНБ. ФНБ появился в 2008 г., после разделения стабилизационного фонда, для софинансирования добровольных пенсионных накоплений и покрытия дефицита Пенсионного фонда. По данным Минфина на 1 января, в фонде было 2,7 трлн руб. Если предложения Минэкономразвития будут приняты, то единственным источником поступлений в ФНБ останутся доходы от управления самим фондом. В 2011 г. (данных за 2012 г. пока нет) они составили 55,1 млрд руб.

В пресс-службе Минэкономразвития от комментариев отказались. Сотрудник министерства, участвовавший в подготовке письма Белоусова, подтвердил, что министерство предлагает все дополнительные нефтегазовые доходы после наполнения резервного фонда направить в фонд развития, а финансирование ФНБ заморозить.

Высокопоставленный чиновник Минэкономразвития был осторожнее: он дал понять, что у ФНБ могут появиться другие источники финансирования (правда, не сказал какие), а также не исключил, что 50% нефтегазовых допдоходов в ФНБ направляться все-таки будет.

Пока не решены долгосрочные проблемы пенсионной системы, отказываться от наполнения ФНБ преждевременно, уверен руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Задачу наполнения ФНБ и финансирования инфраструктуры можно решить частичным вложением средств ФНБ в инфраструктурные бумаги, советует он: «Критерии отбора таких проектов должны быть жесткими – например, не менее 50% затрат должен покрыть частный инвестор».

Решения о создании фонда развития в том виде, как предлагает Минэкономразвития, пока нет, говорит сотрудник аппарата правительства, по сути, предлагается не только смягчить бюджетное правило, но и переориентировать резервы на инвестиции.

Минэкономразвития предлагает это уже не в первый раз, вздыхает чиновник Минфина: «Странно, что закон [о бюджетном правиле], принятый парламентом и подписанный президентом, их не останавливает». Президент не раз высказывался против пересмотра бюджетного правила, указывает чиновник Минфина.

Его коллега из Минрегиона также скептичен: «Проблема инвестиционного фонда – в том, что прекратилось его финансирование. Законодательно и процедурно его работа отлажена, и нужно развивать именно этот инструмент».

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова на вопрос «Ведомостей» не ответила.

Создание бюджета развития, объединяющего все инвестиционные расходы, едва ли возможно, скептичен заведующий Лабораторией бюджетной политики Илья Соколов: такая мера не повлияет на эффективность распределения бюджета и не повысит качества управленческих решений. «Как показывает мировой опыт, принятие таких бюджетов сопровождается созданием нового распорядительно-контрольного органа, что не только приводит к росту расходов на управление, но и формирует центр приложения лоббистских интересов отдельных компаний», – предупреждает Соколов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать