МВД Великобритании объявило о публичном расследовании причин гибели Литвиненко


Великобритания проведет публичное расследование причин гибели перебежчика из ФСБ Александра Литвиненко. Как сообщает ВВС, это официально объявила министр внутренних дел Тереза Мэй. Цель расследования - проверить возможную причастность российского государства к его смерти. Мэй выразила надежду, что расследование хотя бы отчасти утешит вдову Литвиненко.

Председатель комитета парламента по международным отношениям, консерватор сэр Ричард Оттавэй отметил, что для этого заявления несколько странно выбран момент, с учетом международной обстановки в связи с крушением Boeing 777 на Украине. Тем не менее он считает абсолютно правильным решение провести такое расследование. Источники ВВС в Вестминстере опровергают предположения, что решение МВД связано с нынешним обострением отношений с Россией. Корреспондент ВВС Норман Смит считает, что это объявление в такой момент времени станет дополнительным испытанием уже достаточно напряженных двусторонних отношений.

Литвиненко скончался в Лондоне 23 ноября 2006 г. Экспертиза установила, что причиной смерти стало отравление радиоактивным полонием-210. Его самочувствие стало резко ухудшаться после встречи с бывшими коллегами Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном, с которыми он попил чаю в лондонском отеле Millennium. Дознание по делу о гибели Литвиненко, призванное не назвать виновных, а установить обстоятельства смерти, началось вскоре после его смерти. В июле 2007 г. Россия отказалась выдать Британии Лугового, которого британское следствие заподозрило в причастности к убийству.

Дознание зашло в тупик после объявленного в мае решения коронера Ричарда Оуэна не рассматривать как значимые документы, касающиеся возможной роли российского государства в гибели Литвиненко и вопроса о возможности предотвращения его гибели. Вынося такое решение, Оуэн пошел навстречу властям Великобритании. Правительство утверждало, что обнародование некоторых документов может нанести ущерб национальным интересам страны. В то же время понимая, что изъятие из дела важной информации фактически делает бессмысленной процедуру дознания, Оуэн обратился к министру юстиции с просьбой заменить дознание другой юридической процедурой - открытым разбирательством. Открытое разбирательство, в отличие от дознания, допускает проведение закрытых заседаний, на которых могут рассматриваться секретные документы. На подобной форме расследования настаивала вдова убитого Марина Литвиненко.

В июле 2013 г. Мэй постановила, что, прежде чем принимать решение о публичном расследовании «дела Литвиненко», правительству следует дождаться завершения разбирательства в коронерском суде. Однако вдова погибшего Марина Литвиненко осенью 2013 г. обжаловала это решение. Суд поддержал ее в феврале и счел решение МВД незаконным.