Новый кодекс пополнит бюджет государства в условиях кризиса – эксперты

В новом КоАПе возрастет количество составов правонарушений и статей, предусматривающих ответственность
В январе 2015 г. в Госдуму был внесен проект общей части кодекса, чтобы «юридическая общественность имела возможность ознакомиться с теми новеллами, которые предложены разработчиками»/ Е. Разумный/ Ведомости

В Госдуме подготовлен новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), профильный комитет перед внесением решил разместить его на несколько недель для общественного обсуждения на различных площадках. Эксперты отмечают, что КоАП может пополнить бюджет государства в условиях кризиса.

В январе 2015 г. в Госдуму был внесен проект общей части кодекса, чтобы "юридическая общественность имела возможность ознакомиться с теми новеллами, которые предложены разработчиками", объяснял руководитель комитета по конституционному законодательству и один из авторов кодекса единоросс Владимир Плигин. Одна из задач, которые ставили разработчики при подготовке, - повышение эффективности применения мер административного принуждения, в новом КоАПе возрастет количество составов правонарушений и статей, предусматривающих административную ответственность. Одно из самых важных нововведений - в кодексе будет единообразное регулирование процедуры рассмотрения дел как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Рассмотрение дел об административных правонарушениях арбитражными судами теперь будет осуществляться по правилам КоАП, и процедуры, как подчеркивал Плигин, будут урегулированы "более детально".

Новая глава в кодексе

По результатам состоявшегося публичного обсуждения после общей части депутаты добавили в кодекс новую главу, полностью посвященную вопросам освобождения от административного наказания и от административной ответственности. В проекте, несмотря на дискуссии, остались три категории административных правонарушений – грубые, значительные и менее значительные. Такой подход близок к Уголовному кодексу, отмечают сами авторы. Из новых видов административных наказаний больше всего юридическое сообщество критиковало исправительные работы и ликвидацию юридического лица.

Исправительные работы будут отбываться по месту основной работы, с нарушителя также будут взыскивать в доход государства часть заработной платы. Депутаты считают, что такая мера станет "эффективной альтернативой другим видам административного наказания". Радикальная мера по ликвидации юридического лица также осталась в проекте, но она будет применяться только к пяти составам - за создание юрлицом условий для торговли или эксплуатации детей; изготовление, приобретение, хранение или распространение материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних; незаконные организацию и проведение азартных игр; финансовую поддержку терроризма или легализацию доходов, полученных преступным путем. Обоснованность санкций не должна вызывать серьезных споров, подчеркнул Плигин.

Депутаты решили «простимулировать правомерное поведение»

Чтобы "простимулировать правомерное поведение", авторы предусмотрели ряд мер. Например, освобождение от наказания, если нарушитель ранее не привлекался к ответственности и сможет выполнить в срок правила, за невыполнение которых его привлекли; освобождение от ответственности за нарушения в конкуренции, если исполнено предписание ФАС о перечислении в доход государства незаконного дохода от монополии; уменьшение штрафа в случае добровольной уплаты.

Кодекс дает возможность привлеченному за значительное или менее значительное правонарушение уплатить не полную сумму штрафа, а ее половину в случае доплаты второй половины в 20-дневный срок. Штрафник сможет воспользоваться оплатой штрафа до 10 000 руб. через удержания по месту работы, стипендии или пенсии. В кодексе также появилась мера по обеспечительному аресту имущества. Возможность быстрого ареста сможет предотвратить вывод имущества за границу, объясняет собеседник в Госдуме. Чтобы решить проблему неисполнения огромных штрафов фирмами-однодневками, в кодексе закрепляется норма о необходимости учитывать статус юрлица, его имущественное и финансовое положение.

Еще одним нововведением стала возможность замены одного наказания другим. Усиливается роль должностных лиц, составляющих протоколы по делу об административном правонарушении: подробно описано участие таких лиц в рассмотрении дела судом, закреплены возможности обжалования.

Как пополнится бюджет за счет изменений в кодексе

Нормы, предусматривающие освобождение от административной ответственности и наказания, объединены наподобие Уголовного кодекса, объясняет заместитель директора по научной работе юридической группы "Яковлев и партнеры" Анастасия Рагулина. "Такая систематизация норм намного удобнее как для правоприменителя, так и для обывателя", - объясняет она. Некоторые статьи предусматривают, по существу, случаи исключения административной ответственности, а не освобождения. "В ст. 6.15 речь идет о малозначительности административного правонарушения, однако вряд ли малозначительное деяние можно признать правонарушением", - говорит Рагулина. "Если изучить ч. 2 ст. 14 УК России, то можно увидеть, что законодатель не признает малозначительное деяние преступлением", - замечает она. Такая мера, как обеспечительный арест имущества, необходима для своевременного исполнения административного наказания, полагает эксперт. "Государство тратит немало сил и средств в процессе привлечения юридических лиц к административной ответственности, и если к окончанию этого процесса у юридических лиц по «случайному стечению обстоятельств» не оказывается средств для выплаты назначенного штрафа, то «назначенная» сумма не пополнит бюджет государства", - говорит Рагулина. 

Изменения в КоАПе во многом направлены на пополнение бюджета, считает адвокат "Старинский, Корчагов и партнеры" Владимир Старинский. "За время существования действующего КоАПа ситуация с исполнением административных наказаний сложилась катастрофическая. Граждане не воспринимают серьезно административные наказания (особенно штрафы за нарушение правил дорожного движения)", - говорит юрист. Юридические лица, особенно представители малого бизнеса, после административного наказания в виде большой суммы штрафа (например, за нелегальное использование иностранной рабочей силы) стараются ликвидироваться или реорганизоваться - в целях неисполнения административного наказания, отмечает он. Предлагаемые меры в виде принятия системы освобождения от наказания и от ответственности, в том числе в связи с устранением выявленных нарушений в работе, выплатой ущерба, до решения суда будут способствовать уменьшению расходов предпринимателей в конечном итоге, отмечает Старинский. "Мысль законодателя о том, чтобы при штрафах до 10 000 руб. направлять постановления для удержания из заработной платы, абсолютно правильна, большинство граждан имеют постоянное место работы, и с них реально получить назначенные штрафы, не загружая при этом и так утонувших в бумажной волоките приставов", - считает адвокат. 

Этому же будет способствовать и наложение ареста на имущество граждан и юридических лиц – в целях обеспечения исполнения решения суда. Таким образом, при дефиците бюджета страны и сложной экономической ситуации действенные меры по пополнению бюджета выглядят логичными для государства, продолжает юрист. "Улучшение же администрирования наказания в соответствии с КоАПом, полагаю, повысит правовую культуру граждан. Нарушил – заплати. Винить надо себя, а не сотрудника ФМС, МЧС, ГИБДД и других контролирующих служб", - заключает он.