Статья опубликована в № 4077 от 19.05.2016 под заголовком: Корабелы срывают сроки

Счетная палата обеспокоена срывом строительства военных кораблей в 2015 году

Новый график строго контролируется, уверяют корабелы

В опубликованном в среду отчете Счетной палаты за 2015 г. говорится, что в рамках контроля расходования средств гособоронзаказа были проведены проверки трех крупных получателей этих денег – Спецстроя, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Две последние были проверены по поручению президента. Подробности в отчете приводятся лишь в отношении ОСК, но, по словам человека, близкого к руководству Минобороны, во всех трех случаях главной причиной проверок стали задержки со сдачей строящихся объектов или невыполнение планов по производству и ремонту вооружений.

По мнению аудиторов, несмотря на рост объемов гособоронзаказа, его выполнение «не стало приоритетным направлением деятельности» ОСК, сорваны сроки 23 госконтрактов, а отклонение от контрактных сроков составило от трех месяцев до 21 года. Поскольку контракты авансировались в размере 80–100% от их стоимости, из-за невыполнения образовалась кредиторская задолженность перед Минобороны – у дальневосточного завода (ДВЗ) «Звезда» она составила 88% общей просроченной задолженности. Впрочем, конкретные нарушения, приведенные в отчете, не столь уж и велики. Амурский судостроительный завод (АСЗ) потратил около 300 млн руб. на хранение своих долгостроев (корвет «Совершенный» строится с 2006 г.), «Звезда» необоснованно завысила цены по госконтракту на 625,3 млн руб., затягивала перечисление соисполнителям 1,5 млрд руб. на срок до 1,5 года, а 3,6 млрд руб. из новых контрактов потратила на исполнение невыполненных старых. С лета прошлого года ДВЗ «Звезда» контролируется «Роснефтью».

Алексей РахмановПрезидент ОСК
Если экстраполировать нашу выручку за 2014–2015 гг. на десятилетний период, то она превысит 3 трлн руб.

«Все выявленные нарушения ОСК устранены, по нашей информации, готовится к рассмотрению на коллегии Счетной палаты вопрос снятия с контроля представления в адрес компании», – сообщил «Ведомостям» директор департамента информационной политики и корпоративных коммуникаций ОСК Илья Житомирский. По его словам, по всем кораблям, не сданным в 2015 г. по различным причинам (сложности с импортозамещением, задержки в поставках комплектующих со стороны партнеров, увеличение по требованию заказчика объема испытаний и др.), разработаны и утверждены Минобороны России «догонные» графики, которые жестко контролируются и выполняются. В этом году 11 марта уже подписан приемный акт и поднят флаг на головном сторожевом корабле «Адмирал Григорович», в конце мая планируется поднять флаг на однотипном серийном сторожевом корабле «Адмирал Эссен». В июле флоту будет сдан тральщик «Александр Обухов», в сентябре – судно обеспечения «Эльбрус», в ноябре – фрегат «Адмирал Горшков», а в декабре – корвет «Совершенный». Заводские ходовые испытания «Совершенный» начнет летом.

Срыв сроков сдачи кораблей на 21 год относится к сданным флотом в 90-е гг. в ремонт подводным лодкам, на работы по которым выделялось в те годы ничтожное финансирование, а иногда и вообще никакого, объясняет ситуацию офицер Минобороны. Однако надо признать, что кораблестроение, особенно на Дальнем Востоке, было разрушено настолько, что и проливаемый на него денежный дождь частично уходит в песок, говорит собеседник «Ведомостей». На тех же АСЗ и ДВЗ «Звезда» проблему усугубляли и систематические хищения со стороны менеджмента, из-за чего были серьезные проблемы даже с назначением новых руководителей, и неэффективность этих устаревших предприятий, не приспособленных к рыночной экономике, важную роль в последние годы сыграли и трудности с заменой энергетических установок, покупавшихся на Украине и в Германии. Тем не менее новые графики, о которых заявляет ОСК, можно считать реалистичными, считает офицер.