«Трансперенси» сообщил о систематических злоупотреблениях руководства театров

Расследование не связано с «делом Серебренникова», хотя режиссер тоже в нем фигурирует
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Минимум 14 художественных руководителей московских театров получают госконтракты от собственных театров, тем самым зарабатывая дополнительные деньги. Об этом говорится в расследовании калининградского центра «Трансперенси интернешнл – Россия» «Как руководители государственных театров платят гонорары сами себе».

В числе фигурантов расследования - обвиняемый в хищении 68 млн руб. художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников. Директор «Трансперенси» Антон Поминов подчеркнул, что расследование началось в 2016 г. и не имеет отношения к делу режиссера. «Принимая во внимание остроту ситуации, мы все же решили опубликовать результаты своего расследования, поскольку умалчивать о его результатах из-за внешних обстоятельств противоречит принципам нашей организации», - пишет центр.

Сотрудники «Трансперенси», проверив коммерческую деятельность всех 135 государственных театров Москвы и Санкт-Петербурга, выявили признаки конфликта интересов в 14 из них (12 - московских). В отношении 14 руководителей театров были поданы заявления в прокуратуру, и в трех случаях прокуратура подтвердила доводы о нарушениях. «[Прокуратура] вынесла три представления: одно в адрес Минкультуры в отношении Театра имени Федора Волкова и два в адрес директора департамента культуры правительства Москвы - в отношении Театра кошек Куклачева и «Гоголь-центра», - пишет «Трансперенси».

Центр указывает, что Куклачев и Серебренников формально нарушили закон, «не уведомив свое руководство о сделках, в которых они были лично заинтересованы». Но это не означает, что в остальных случаях не было конфликта интересов. Согласование с департаментом культуры превратилось в такую формальность, что иногда проводилось задним числом, утверждает центр.

Дмитрий Куклачев (сын Юрия Куклачева) заявил, что его компания сдавала помещения театру по цене в два раза ниже рыночной, причем эта оценка подтверждена независимыми экспертами. «Департамент культуры Москвы посчитал это конфликтом интересов. Поэтому теперь я сдаю эти офисные помещения театру бесплатно. В них находится бухгалтерия и хранится реквизит», - сказал он.

Сотрудник пресс-службы Театра им. Пушкина отказалась комментировать расследование, сказав, что не понимает, о чем идет речь.

Субсидии своим

«Трансперенси» считает, что конфликт интересов в московских театрах начинается с распределения субсидий (12,5 млрд руб. в 2016 г.). «Для многих городских театров бюджетные субсидии — это больше половины годового дохода, для некоторых — все 90%» - пишет центр.

«Трансперенси» указывает, что в распределении московских субсидий участвует совет худруков театров при департаменте культуры столицы. Тем самым «руководители бюджетных учреждений культуры участвуют в принятии решений о выделении денег своим собственным театрам».

Гонорары себе

Более серьезный конфликт интересов в театрах связан с их хозяйственной деятельностью. По данным центра, «минимум 14 театров в 2013–2017 гг. заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 млн руб., со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями».

Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 000 руб. за постановку одного спектакля, руководитель Театра им. Пушкина Евгений Писарев — по 480 000 руб. «При этом договор заключают художественный руководитель Евгений Писарев и индивидуальный предприниматель Евгений Писарев», - говорит Поминов.

«Руководитель Театра на Юго-Западе Олег Леушин получал по 180 000 руб., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников — по 345 000 руб. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 000 руб. в месяц, Надежда Бабкина — 520 000 руб. в месяц», - пишет «Трансперенси».

Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб., говорится в расследовании, а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-ной долей, за 38,6 млн руб. «При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров», - утверждают авторы расследования. Все контракты были безальтернативными.

«Практика показала, что согласование сделки с заинтересованностью с московским департаментом культуры в нынешнем правоприменении — это имитация разрешения конфликта интересов, а получение одобрения можно считать своего рода коррупционной индульгенцией», - заявил руководитель калининградского центра «Трансперенси интернешнл - Россия» Игорь Сергеев.

Чтобы исключить конфликт интересов в театрах в будущем, «Трансперенси» предлагает распространить на них нормы закона «О противодействии коррупции», в том числе самоотвод при конфликте интересов, вывести решение о гонораре художественному руководителю из его собственной компетенции, вести публичный реестр сделок с заинтересованностью и привлечь к проблеме комиссию департамента культуры Москвы по служебному поведению гражданских служащих.

Обыски в «Гоголь-центре»

BRAT.Е
18:48 23.10.2017
Я одного не понимаю - Серебренникова взяли за какую то жалкую сотку сворованную в группе . Там на нос копейки выходили . А у Табакова 600 лямов на личном счету пропали только в 1 банке - Внешпромбанке а до этого был скандал -его чуть не посадили за растратах . Задолбало это все -что Матильда что все остальное . Прикрыть гос.финансирование всего кино и театров -пусть зарабатывают сами и делают что хотят . Я не понимаю зачем поддерживать Родянского - у него куча бабок пусть на свои снимает опусы Звягинцева -это вообще копейки стоит . и т.д и т.п Все равно это никому не нужно кроме как распил бабок для одних или получение каких то призов для других если все сделал по тех. заданию . Кино смотрит молодежь и она смотрит то что снято за копейки -проверенную классику того же Зеленого слоника , а у людей перешедших земную половину есть деньги на нормальный театр .))) Зачем вся эта лабуда с гос. финансированием ?
20
Комментировать
Читать ещё
Preloader more