Кто с кем поборется на выборах президента

Восемь кандидатов, их цели и противники
К президентским выборам допущены восемь кандидатов. Семь из них призваны создавать локальную интригу, считают эксперты/ Eduard Korniyenko / Reuters

К президентским выборам допущены восемь кандидатов. Семь из них призваны создавать локальную интригу, считают эксперты

Протоколы проверки подписей избирателей получили во вторник два кандидата в президенты – телеведущая Ксения Собчак и лидер партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин. Как сообщила председатель Центризбиркома Элла Памфилова, в их подписных листах обнаружено соответственно 1,3 и 3,72% брака (при допустимых 5%) и причин для отказа в регистрации ЦИК не видит.

В тот же день ЦИК зарегистрировал кандидатом Владимира Путина, в среду планируется зарегистрировать основателя «Яблока» Григория Явлинского, бизнес-омбудсмена Бориса Титова и лидера Российского общенародного союза Сергея Бабурина. Ранее были зарегистрированы освобожденные от сбора подписей Владимир Жириновский (ЛДПР) и Павел Грудинин (КПРФ).

Кто будет включен в бюллетень на выборах президента России 18 марта

Единый конкурент

На вопрос о конкурентах оппозиционеры отвечают одинаково.

ЛДПР думает только о победе, иначе нет смысла участвовать в выборах, уверяет зампред Госдумы Игорь Лебедев: «У Жириновского только один соперник, и это Путин. Остальных мы не рассматриваем даже как кандидатов, кроме выдвинутого партией Грудинина: собрать 100 000 подписей невозможно, им их дали или нарисовали». За пределами МКАД не знают ни Титова, ни Бабурина, поэтому все они технические и ручные кандидаты, считает депутат.

Напрасно кто-то думает, что позиции президента столь однозначны, вторит либерал-демократу депутат Госдумы Николай Коломейцев (КПРФ): «Я провел 15 встреч с избирателями. Сегодня Грудинин реально идет на первом месте». Сурайкину «нарисуют пару процентов», но он «ни на одних региональных выборах без помощи администрации президента даже зарегистрироваться не мог», считает коммунист. Состав кандидатов вызывает не только разочарование, заявил во вторник на собрании фракции в Думе лидер КПРФ Геннадий Зюганов: те, кто готовит выборную кампанию, обесценивают ее как таковую и если бы не было Грудинина, то соревноваться [Путину] было бы не с кем. «Наша команда, наш кандидат спасают престиж выборов, престиж страны и придают им реальный смысл – это мы обязаны объяснить всем избирателям», – призвал он.

Сурайкин тоже говорит, что его основной конкурент – это президент: «Избиратели должны понять, что выбирают не между личностями, а между системами. Мы добиваемся возвращения в социализм, и такую задачу ставлю только я, как бы нескромно это ни звучало. Остальные просто латают этот дрянной капитализм». Грудинин тоже относится к этой категории кандидатов, полагает Сурайкин, рассчитывающий на 15–17% голосов: «Ошибаются пресса и аналитики, которые считают, будто избиратели, которые долго голосовали за КПРФ, автоматически проголосуют за Грудинина».

В намерении конкурировать с Путиным признается и Бабурин: «Я предлагаю русскую альтернативу сегодняшнему курсу, поэтому мой основной соперник – Путин. С остальными декорациями разговор не о соперничестве». Гадать о процентах Бабурин отказался.

Основным соперником называют Путина и представители либеральных кандидатов. По словам пресс-секретаря Явлинского Игоря Яковлева, электорат Путина пересекается с электоратом Явлинского, «потому что у Путина 146%», а сам яблочник рассчитывает на 10 млн голосов. В штабе Собчак надеются на двузначный процент голосов, хотя понимают, что итог будет меньше, признается руководитель сети региональных штабов телеведущей Тимур Валеев: «Мы хотим, чтобы за нас проголосовали миллионы. Собчак – главный оппозиционный кандидат, это видно по ее выступлениям и поездкам. С Грудининым у нас электорат не пересекается, нам надо мобилизовать свой, чтобы те, кто выступает против всего и разочарован в выборах, пришли и поставили галочку. Нам нужна большая явка».

И только Титов заявил «Ведомостям», что ни с кем не конкурирует: «Мы реалисты. Победит Путин, остальные проиграют. А мы продвигаем программу изменения экономики страны».

Все против всех

Показатели кандидатов стабильны, подвижки происходят в диапазоне 2%, говорит гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «Мы не мерили Сурайкина и Бабурина, но их известность достаточно низкая, и я сомневаюсь, что их попадание в список может серьезно изменить картину». Ядро у каждого кандидата уже определилось, борьба пойдет за неопределившийся электорат, поясняет социолог: «Эти люди включаются только в ходе кампании, борьба за них пойдет между Путиным, Жириновским и Грудининым. Они дерутся за проценты, остальные – за доли процента». Ведущий аналитик ФОМа Григорий Кертман считает, что пока о каких-то раскладах и перетекании голосов говорить рано: «Кампания еще не началась. У нас неидеологичное массовое сознание и электоральное поведение, очень малая часть избирателей руководствуется идеологическими и политическими установками».

Выгодно наполнить разные ниши конкурирующими кандидатами, чтобы не дать кому-то монополизировать отдельные идеологические и электоральные группы, говорит руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «В условно либеральной зоне конкурируют Собчак, Явлинский и Титов. Если брать городской протест, который не равен сугубо либеральной оппозиционности, то тут конкуренция будет прежде всего между Собчак и Грудининым и отчасти Явлинским и Жириновским. В среде национал-патриотических избирателей будут конкурировать Жириновский и Бабурин, но в ту же нишу пытается вторгнуться и Грудинин. Среди левых конкурируют Грудинин, Сурайкин и отчасти Бабурин». Это создает зоны нишевой конкуренции, а значит, и локальные интриги на разных флангах, что может придать кампании дополнительную динамику и повысить явку, полагает эксперт: «Но эти интриги не создают, по крайней мере пока, существенных проблем для основного кандидата. Например, Грудинин до сих пор не может полностью контролировать электорат КПРФ, в том числе его ядро в лице пенсионеров. В этих условиях часть этого электората старшего возраста будет уходить не к Сурайкину, а как раз к Путину и частично даже к Жириновскому».

Размывание оппозиции

«Коммунисты России» всегда участвовали в выборах в качестве спойлеров КПРФ, часть голосов они перетаскивали и нет причин отказываться от этой практики сегодня, говорит политолог Андрей Колядин: «Сурайкин – хороший оратор, имеет неплохой предвыборный опыт и может претендовать на часть голосов Грудинина. Бабурин, как и Явлинский, скорее кандидат из прошлого, хотя и может претендовать на национал-патриотическую нишу: желающих голосовать за эту идею достаточно». Собчак в последнее время «подраскрутилась», но у нее резко вырос антирейтинг, продолжает эксперт. А за второе место, по его мнению, поборются Грудинин и Жириновский: «При идеальном стечении обстоятельств Грудинин может набрать в два раза больше Жириновского. Но идеальной среды в политике не бывает». Что же касается набора кандидатов в целом, то в кампании референдумного типа, когда есть бесспорный лидер, «технологически правильнее создать разнотравье», добавляет Колядин: «Наличие многих кандидатов, выражающих палитру политических пристрастий общества, позволяет размыть голоса за оппозицию и выкристаллизовать электорат Путина».

Сложилась прекрасная картинка, говорит эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Есть леваки, есть леваки, смешанные с национал-патриотической идеологией, есть имитация либерального дискурса, есть популист леваческого толка Грудинин, который занял пустующее место абстрактного популиста, на которое мог претендовать [Алексей] Навальный. Это картинка, которая существует в голове у Кремля, она управляема, и это главное ее свойство». Кроме Грудинина, остающегося темной лошадкой, здесь нет фигур, которые могли бы набрать больше, чем надо, и персонажей, которые не контролируются, уверен эксперт.