Главной героиней теледебатов стала Ксения Собчак

К такому выводу пришли кремлевские эксперты, изучив реакцию соцсетей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Главной героиней предвыборных теледебатов стала телеведущая Ксения Собчак, ее чаще всего упоминают пользователи социальных сетей по итогам совместных агитмероприятий на выборах президента. Главным же событием дебатов стала стычка Собчак и лидера ЛДПР Владимира Жириновского, которая переросла в оскорбления и обливание водой. Об этом говорится в докладе «Пульс дебатов: реакция пользователей соцсетей» близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО).

«Отдельные комментаторы писали о том, что Собчак не только на равных выступала с «признанным мастером жанра», коим является лидер ЛДПР, но и переигрывала его в некоторых моментах», - констатируют авторы доклада. Участию Собчак посвящено 30% сообщений в соцсетях, касающихся дебатов. «Собчак - медийная, одиозная фигура. Ее обсуждают в основном в негативном контексте, что объяснимо с точки зрения ее высокого антирейтинга и специфического бэкграунда. К тому же почти сразу произошла стычка с Жириновским, которая и задала вектор обсуждения. Кроме того, Собчак - лицо в политике новое, поэтому к ней было приковано внимание», - поясняет эксперт ФоРГО Станислав Апетьян.

Вслед за Собчак по упоминаемости в соцсетях идут Жириновский и президент Владимир Путин, который в дебатах не участвовал, - им посвящены по 19% сообщений. Далее следуют выдвиженец КПРФ Павел Грудинин (15%) и основатель «Яблока» Григорий Явлинский (14%). Жириновским в соцсетях возмущались из-за того, как он повел себя по отношению к Собчак (лидер ЛДПР нецензурно выругался). Неучастие Путина в дебатах приводилось в пример сторонниками кампании по бойкоту выборов как свидетельство постановочного характера президентской кампании, а расценивать этот факт они предлагали как неуважение к избирателям. Сторонники же Путина по итогам дебатов убедились, что у президента нет альтернативы, говорится в докладе.

Грудинин запомнился уходом из студии на одних дебатах и возвращением на другие, чтобы поздравить Собчак с 8 марта. В соцсетях предполагали, что он мог испугаться вопросов о его зарубежной собственности. Явлинский же стал объектом нападок в соцсетях со стороны Алексея Навального и его сторонников. «Грудинина сначала активно обсуждали, но потом он перестал участвовать в дебатах. Возможно, если бы он участвовал в них и дальше, то мог бы и Собчак обогнать. Жириновский, на мой взгляд, свой запал в силу возраста потерял. Явлинского больше всего обсуждали сторонники Навального. Они очень активны в соцсетях, и тот, кого они выбирают своей мишенью, обсуждается активно», - отмечает Апетьян.

Больше всего сообщений в соцсетях - 40 000 - были написаны по итогам дебатов 28 февраля. Именно в этот день в эфире программы «Выборы-2018. Дебаты с Владимиром Соловьевым» произошла перепалка между Собчак и Жириновским, в ходе которой лидер ЛДПР нецензурно обругал Собчак, а та в ответ облила его водой. Этот же эфир стал единственным, когда в студии собрались все кандидаты, за исключением Путина. Во вторую неделю дебатов пользователи жаловались, что кандидаты повторяются, а формат дебатов приелся, кроме того, на популярности программ сказалось появление в эфире вместо кандидатов их доверенных лиц.

Двумя важными факторами, негативно сказавшимися на популярности дебатов, стали отказ от участия в них Путина и неудачное время трансляций на основных каналах - «Первом» (в 8.00) и «России» (в 23.00), полагают эксперты. «Кроме того, сами участники дебатов не скупились на критику формата мероприятий, используя в их отношении такие эпитеты, как «цирк», «балаган», «симулякр» и т. д. Учитывая такое отношение кандидатов и их представителей, трудно было ожидать от блогосферы неподдельного интереса к дебатам», - говорится в докладе ФоРГО.

Всего с 26 февраля по 9 марта дебаты в соцсетях упоминали в 161 574 сообщениях. Эксперты сравнили это с упоминаемостью дебатов во Франции и Германии. Во Франции по итогам первых дебатов 20 марта 2017 г. в соцсетях было 717 000 сообщений, после дебатов перед вторым туром - 3,5 млн. В Германии 3 сентября лидер христианских демократов Ангела Меркель участвовала в дебатах с лидером социал-демократов Мартином Шульцем, в соцсетях эта дискуссия вылилась в 400 000 сообщений.

Собчак и Жириновский как два представителя шоу-бизнеса оказались самыми заметными участниками дебатов, считает политолог Евгений Минченко: «Само действо было так организовано, что требовало эпатажа. Кто мог себе его позволить, те и привлекли внимание». Кроме того, Собчак с Жириновским - кандидаты с наибольшим антирейтингом, напоминает эксперт: «И поскольку они в диаметрально разных секторах электорального поля, то они устроили накачку друг друга за счет антирейтингов оппонента. Собчак начала вытягивать на себя тех, кто не любит Жириновского, а Жириновский - тех, кто терпеть не может Собчак. В итоге оба от этого приобрели».

Кто спонсирует кампанию Собчак