Чем запомнятся выборы-2018

Чистым на фоне фриков, трикстеров и подпольных миллионеров остается только один кандидат
Миллионы Грудинина запомнятся так же, как и облитый водой Жириновский и ракеты Путина

Эти выборы запомнятся тремя интригами – военно-полевой частью послания Владимира Путина, обливанием водой Владимира Жириновского с последующим нападением на Ксению Собчак и внезапным обнаружением у Павла Грудинина 13 счетов в швейцарских банках.

Очевидная плановая бессодержательность предвыборных дебатов компенсируется скандальностью самого процесса. Чистым и парящим над всем этим собранием фриков, трикстеров и подпольных миллионеров остается только сам президент, который одним движением руки может взорвать всех тех, кто угрожает нашему суверенитету. Единственный серьезный человек. Никого водой не обливает. Счетов у него нет: его счет – Россия.

Апофеоз контрпиара против кандидата, который, вероятно, сам того не желая, продемонстрировал не входящий в дорожную карту выборов рост электорального рейтинга, должен был случиться.

Во-первых, действительно нечего наращивать показатели – на 26 февраля по ВЦИОМу у Грудинина было 7,8% голосов и прочное 2-е место, Жириновский показывал 5,9%. (По ФОМу, впрочем, 6,2% на 25 февраля, лидер же ЛДПР дал почему-то скачок до 7,3% с 6%.) Так, судя по всему, не договаривались – ну 4%, ну 5, не 7 же! Не хватало еще повторения истории с Алексеем Навальным образца сентября 2013 г., когда его допустили на выборы мэра Москвы, искренне полагая, что он прекрасным образом проимитирует конкуренцию и наберет процентов 5 голосов, а набрал более 27%.

Во-вторых, событийную канву и интерес к выборам надо всеми силами поддерживать, особенно тогда, когда они вышли на финишную прямую. Нет ничего лучше, чем дискредитация мальчика для битья, которым в эту кампанию официально назначен Грудинин – это его новый, первоначальным планом, вероятно, не предусматривавшийся, функционал. Миллионные счета, и не где-нибудь – в канонических для коррупционных историй швейцарских банках. Снимать его с выборов, судя по всему, никто не собирается, но известно же: «Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза». Поэтому миллионы Грудинина запомнятся так же, как и облитый водой Жириновский и повторяющие путь корабля Магеллана ракеты Путина. Этого достаточно, чтобы погубить кандидата, но только не в России. Результат может оказаться обратным: нарочитый пережим в дискредитации не потопит Грудинина, а как минимум закрепит его успех.

Вероятно, кремлевские манипуляторы сильно разочаровались в проекте «Грудинин» и решили, что заменой Геннадию Зюганову им придется озаботиться не сейчас, а когда-нибудь потом. Но проблема в том, что найти такие же управляемые низколетящие ракеты, как Жириновский и Зюганов, практически невозможно – выжженное же поле кругом. А уж если Ксения Собчак вдруг ни с того ни с сего внепланово наберет больше, чем надо, процентов, придется хоронить и проект управляемой «либеральной» партии, которая подошла бы для оживления пейзажа к парламентским выборам 2021 г.

В общем, масса проблем с будущим переформатированием политического поля. И по гамбургскому нешвейцарскому счету Владимир Путин может в скором времени оказаться вообще в полном одиночестве – если рядом с ним не будет ни стареющих Жириновского с Зюгановым, которые явно утомились уже изображать атлантов, поддерживающих фасад российской партийно-политической системы, ни совершивших фальстарт Грудинина с Собчак.

Впрочем, зачем все эти имитации и клоунады, серьезные игры вокруг будущего парламента и карго-партий, изготовленных из сена-соломы? Для процесса передачи или сохранения власти в 2024 г. это не имеет никакого значения. Преемник, если будет выбрана эта модель, обычно стартует с позиции премьер-министра. А для того чтобы харизма премьера-претендента раньше срока не сгорела в высших слоях политической атмосферы, назначать его надо не раньше года этак 2022-го.

Так что время еще есть. А пока все внимание по-прежнему на показателях явки и поддержки действующего президента: для ощущения легитимности эти индикаторы действительно должны быть высоченными, как небоскребы «Москва-сити». Вот это и есть гамбургский счет Путина.

Автор - руководитель программы Московского центра Карнеги